Уровни нормативно-правового регулирования управления субъектом Федерации
Эффективность организации государственного регионального управления обеспечивается установлением основ регионального управления посредством жесткой законодательной регламентации при сохранении возможности реформирования и совершенствования непосредственного механизма функционирования системы органов управления региона и отдельных направлений их деятельности.
Отсюда, регламентация организации публичного управления в государстве на региональном уровне реализуется на двух уровнях нормативно-правового регулирования:
- на конституционном уровне. Конституционное закрепление основ государственного регионального управления предопределяет устойчивость системы организации функционирования органов управления, как на федеральном, так и на региональном уровне. Основополагающие демократические принципы управления, закрепленные в отечественной Конституции, остаются неизменными. Они служат гарантией соблюдения прав личности, ориентации Федерации и ее субъектов на эффективное удовлетворение потребностей населения как цели функционирования государственного аппарата на всех уровнях;
- на уровне федерального законодательства. Возможность конкретизации общих принципов организации органов регионального управления предусмотрена на конституционном уровне. Специальным законодательством устанавливается система органов публичного управления на уровне регионов, конкретизируются основы их функционирования, а также порядок учреждения, формирования, компетенция конкретных органов, их ответственность, процедура взаимодействия между представительным и исполнительными органами регионального уровня, а также процедуры взаимодействия региональных органов с федеральными.
Основы функционирования органов управления субъекта Федерации
К числу основ функционирования органов управления субъекта Федерации относятся следующие:
- обеспечение целостности страны, как в государственном, так и в территориальном смыслах;
- распространение суверенитета Федерации на всю территорию страны;
- верховенство на территории страны конституционного и федерального законодательства;
- единство системы организации органов публичного управления;
- обеспечение принципа разделения публичной власти в соответствии с основными функциями государственного управления посредством учреждения соответствующих органов законодательного, исполнительного, судебного характера. Установление инструментов, позволяющих сдерживать каждую из ветвей власти, не допуская сосредоточения властных полномочий в одном органе публичного управления;
- разделение сфер публичного управления по вертикали между органами публичного управления федерального уровня и органами публичного управления регионального уровня;
- самостоятельность осуществления органами публичного управления регионального уровня своих полномочий;
- самостоятельность органов публичного управления местного уровня при реализации своих полномочий.
Органы регионального управления обеспечивают право населения не только на участие в управлении через своих представителей, но и на непосредственное управление делами региона. Так, на органы регионального управления возложена обязанность на законодательном уровне установить гарантии своевременного назначения региональных выборов в органы законодательной власти и в органы управления местного уровня, в частности, законодательное закрепление должен получить вопрос периодичности проведения таких выборов.
В число обязанностей органов управления регионального уровня, среди прочего, входит обязанность содействовать развитию самоуправления в муниципалитетах, входящих в состав территории региона.
Система органов управления субъекта Федерации
Систему публичного управления на региональном уровне образуют органы, полномочия между которыми разделены в соответствии с принципом разделения властей:
- законодательный орган публичного управления. Одновременно именуется представителям, поскольку обязательным принципом его формирования является выборность членов этого органа. Законодательный орган регионального уровня реализуют функцию регионального законотворчества;
- высший исполнительный орган региона. Этот орган формируется представительным органом и реализует исполнительно-распорядительную функцию. Традиционно исполнительные органы власти подконтрольны представительному органу;
- другие органы публичного управления регионального уровня, которые могут быть образованы на основании основного документа региона – конституции или устава.
Компетенция законодательного органа управления субъекта Федерации
Компетенция законодательного органа управления регионом образована следующими полномочиями:
- полномочием по утверждению документов, составляющих основу правового регулирования управления регионом, – утверждение конституции региона (внесение в нее поправок), утверждение устава (внесение в него поправок);
- полномочием по законодательному регламентированию аспектов управления, отнесенных к предметам ведения региона и к совместному ведению Федерации и региона, в рамках полномочий, отведенных региону;
- полномочием по рассмотрению отчета главы региона относительно результатов функционирования регионального исполнительного органа, в том числе и по тем аспектам, которые представительный орган отметил в качестве приоритетных;
- полномочием по рассмотрению отчета относительно результатов функционирования территориальных органов федеральных органов управления в регионе;
- полномочием по утверждению регионального бюджета, отчета об исполнении регионального бюджета, который представляется главой региона;
- полномочием по установлению процедуры выборов в органы публичного управления местного уровня в муниципалитетах, составляющих территорию региона;
- полномочием по установлению налогов и сборов, которые входят в предмет ведения региона, а также по регламентации процедуры их внимания и др.