Потребительский рынок – это система экономических отношений, опосредующих приобретение частными лицами и домохозяйствами товаров, работ или услуг для личного использования, то есть для использования, не связанного с коммерческими целями.
Значение развития потребительского рынка
Уровень развития потребительского рынка имеет решающее значение для обеспечения потребностей личности, в том числе для формирования комфортной среды жизнедеятельности населения. Кроме того, состояние потребительского рынка влияет на здоровье населения, которое в немалой степени зависит от безопасности и качества продуктов питания.
Для эффективного развития потребительского рынка важно обеспечить развитие логистической торговой инфраструктуры, а также реализацию мероприятий для продвижения на региональных и местных рынках продукции местных производителей.
Идеальной характеристикой потребительского рынка выступает баланс интересов участников рынка, в том числе:
- Потребителя, получающего возможность в условиях конкурентной среды свободно выбирать и приобретать в удобном для себя месте продукт, прежде всего отечественного производства, по оптимальной цене на доступных и комфортных условиях, ориентируясь на свой вкус.
- Производителя, выпускающего качественный и безопасный продукт, на который есть спрос на рынке, что, в свою очередь, гарантирует возможность на предсказуемых и выгодных условиях сбывать свой продукт.
Субъекта торговли, в том числе оптовой организации, реализующей функции:
- по формированию каналов между потребителем и производителем продукта;
- по доведению до сведения производителя запросов потребителей и др.
Субъекты торговли в идеальной модели рынка получают возможность расширять свой торговый бизнес, функционируют в стабильных условиях, исключающих чрезмерное налоговое или административное давление со стороны государства;
Государства, которое осуществляет разработку и реализацию национальной политики в сфере потребительского рынка, торговой деятельности, в частности с учетом соблюдения интересов всех участников рынка с приоритетной защитой потребителей как наиболее слабой стороны.
Государство должно быть нацелено на всестороннюю поддержку и стимулирование производителей потребительских продуктов к повышению качества и безопасности таких продуктов, что, в свою очередь, гарантирует населению предложение качественного продукта на конкурентных условиях.
Приоритетные направления управления развитием потребительского рынка
В качестве приоритетных направлений управления развитием потребительского рынка следует назвать:
- развитие инфраструктуры потребительского рынка за счет применения разных торговых форматов для обеспечения доступности социально значимых продуктов, прежде всего продовольственных, для населения. Крупные и малые предприятия должны получить возможность беспрепятственно развиваться, реализуя собственную уникальность при поддержке со стороны государства. Государство должно активно поддерживать малый бизнес, особенно на старте предпринимательской деятельности, формируя комфортную правовую, налоговую и административную среду. Правила функционирования субъектов на потребительском рынке должны быть прозрачны, стабильны и должны отвечать интересам всех субъектов потребительского рынка;
- полное обеспечение потребностей населения территории. Сегодня для эффективного удовлетворения потребностей населения важно развивать импортозамещение. Это предполагает необходимость:
- упрощения входа местных и региональных производителей качественного продукта в торговые сети;
- поддержку малых и средних торговых предприятий, поскольку такие предприятия являются инструментами продвижения на рынок продукта мелких производителей;
- распространение для продвижения местных продуктов на рынок таких торговых мероприятий как ярмарки, выставки и др. Это, кроме того, позволит местному населению приобретать продукты местных производителей по их ценам;
- всесторонняя поддержка развития развозной торговли, прежде всего местных сельхозпроизводителей;
- развитие логистической инфраструктуры за счет создания оптово-распределительных комплексов, реализующих прием, хранение, формирование партий продукта для отгрузки торговым организациям;
- формирование потребительской кооперации на региональных и местных рынках через внедрение различных торговых форматов, обеспечивающих потребности населения в продуктах питания, в том числе дикорастущими грибами, ягодами, орехами и пр., а также обеспечивающих поставки продовольствия в отдаленные населенные пункты и др.
Мероприятия управления развитием потребительского рынка
В качестве основных мероприятий управления развитием потребительского рынка выступают:
- гарантирование прозрачности и стабильности правил да эффективного старта предпринимательской деятельности, расширение производственно-торговой деятельности;
- всесторонняя поддержка субъектов предпринимательства, которые реализуют или планируют реализовывать торговую деятельность оптового и розничного характера на местных и региональных территориях, в том числе посредством содействия в поиске площадок под строительство торгового объекта и создания торгово-распределительных комплексов и пр.;
- учет при планировании развития территорий и жилищном строительстве необходимости формирования мест и площадок для размещения или возведения новых торговых предприятий;
- инициирование местными и региональными органами власти ярмарочных и выставочных мероприятий для продвижения местного продукта;
- реализация мероприятий поддержки развозной торговли и др.
Реализация указанных мероприятий позволит органам власти решить задачи увеличения количества торговых площадей, повышения доступности для населения необходимых товара, работы или услуги, а в долгосрочной перспективе гарантировать конкуренцию на потребительском рынке, качество продукта по оптимальной цене.