Управление прибылью – это целенаправленная управленческая деятельность и соответствующая система мероприятий по разработке, утверждению и реализации управленческих решений по формированию, распределению и эффективному использованию прибыли корпорации.
Значение управления прибылью и рентабельностью в корпорации
Прибыль в корпорации в самом общем виде можно охарактеризовать как положительную разницу между доходами в виде выручки от реализации продукта корпорации, в виде процентных доходов и иных доходов корпорации и затратами, которые корпорация несет в связи с производством, приобретением, хранением и сбытом продукта.
Рентабельность, в свою очередь, как показатель экономической эффективности отражает степень эффективности использования ресурсов корпорации и представляет собой отношение прибыли к ресурсам и активам, которые обеспечивают ее формирование.
Целью деятельности всякой компании выступает формирование прибыли. В свою очередь, эффективное управление прибылью и рентабельностью требует формирования в корпорации специальной организационной экономической системы, которая бы обеспечивала процессы анализа и исследования финансовых процессов и финансовых результатов деятельности корпорации для того, чтобы выявлять проблемные аспекты, перестраивать функционирование корпорации для извлечения максимально возможной прибыли.
В современных условиях большая часть корпораций функционирует безсистемно организованного и разработанного на научной основе механизма управления прибылью и рентабельностью.
При этом прибыль для всякой компании выступает внутренним ресурсом для прогрессивного развития. Объемы прибыли непосредственно связаны с уровнем организации финансового управления, прежде всего с эффективностью оценки рисков реализации предпринимательской деятельности в конкретной сфере на конкретных условиях.
Итак, на формирование прибыли и рентабельность корпорации влияют внутренние факторы, в том числе:
- качество менеджмента;
- качество и количество наличествующих ресурсов, в том числе трудовых;
- качество используемых технологий производства и управления и др.
Кроме того, влияние на прибыльность и рентабельность в корпорации оказывают внешние факторы, к числу которых относятся:
- экономическая обстановка в государстве;
- налоговая политика государства;
- административное давление на бизнес;
- состояние на рынке, где функционирует корпорация и др.
Эффективное финансовое управление требует учета внешних и внутренних факторов, определяющих прибыль и рентабельность деятельности корпорации.
Пути повышения эффективности управления прибылью и рентабельностью в корпорации
Для обеспечения эффективности управления прибылью и рентабельностью в корпорации необходимо реализовывать следующие мероприятия:
- модернизировать оборудование и производственный процесс, в том числе с привлечением инновационных технологий для предупреждения низкого уровня рентабельности производства;
- увеличивать объемы производства и рынки сбыта для сокращения постоянных затрат на единицу продукции;
- производить новый продукт с использованием инновационных технологий и разработок для прогрессивного развития и реализации конкурентных преимуществ в современных условиях;
- повышать долю автоматизации производства и управленческих процессов;
- сокращать себестоимость продукта;
- оптимизировать функционирование корпорации в части продвижения продукта и увеличения сбыта посредством применения наиболее эффективных маркетинговых технологий;
- повышать производительность труда посредством реализации мероприятий по развитию персонала для обеспечения его профессионального роста и перманентного повышения квалификации;
- оптимизировать систему расчетов с потребителями для сокращения размера дебиторской задолженности и др.
С учетом указанных факторов исходя из сферы функционирования корпорации система управления должна определять наиболее эффективные методы управления прибылью и рентабельностью в корпорации, обеспечивая финансовую устойчивость корпорации.
Методы управления прибылью и рентабельностью в корпорации
Повышение объемов прибыли организации и, как следствие, обеспечение рентабельности в корпорации обеспечивается за счет применения руководством наиболее эффективных методов финансового управления исходя из конкретных условий функционирования корпорации. К числу наиболее востребованных методов управления прибылью и рентабельностью в корпорации можно отнести следующие:
- Планирование выручки от реализации. Указанный метод предполагает, что размер выручки определяется по результатам маркетингового исследования посредством умножения объема реализованного продукта в натуральном выражении исходя из запросов рынка на стоимость отпуска единицы продукта. Для того чтобы определить объемы выручки исходя из указанного метода необходимо располагать информацией относительно того, какую долю рынка соответствующего продукта занимает корпорация. Для этого осуществляется специальное исследование потребителей компании, конкурентов, непосредственно продукта, его цены и методов рыночного продвижения.
- Планирование прибыли. Планирование прибыли может реализовываться различными методами. Так, например, методом прямого счета объем прибыли определяются как сумма прибыли от продажи продукта, доходов внереализационного характера и пр. Также прибыль может планироваться посредством аналитических мероприятий, позволяющих обосновать эффективность управленческих решений по ассортименту, сбыту, объему и направлениям инвестиций для сокращения затрат и увеличения прибыли.
- Управление затратами. Для управления затратами используются методы планирования себестоимости, которые предполагают определение затрат на производство, себестоимость продукта и др. Наиболее распространенными методами управления затратами выступают метод нахождения точки безубыточности и метод покрытия затрат.
Сегодня для эффективного управления прибылью и рентабельностью в корпорации большое значение имеет системный подход, который предполагает определение стратегических целей развития корпорации, определение объемов и ресурсов, которые могут быть направлены на достижение поставленных целей, и распределение мероприятий и ответственности между субъектами управления.