Управление политическими рисками – это управленческий процесс, призванный минимизировать или предотвратить негативное воздействие политических рисков на осуществление определенной деятельности или реализацию определенных проектов.
Сущность политических рисков
В практике управления политическими рисками нет единого подхода к определению их содержания. Специалисты дают разные определения политическим рискам. В частности, кратким психологическим словарем политический риск определяется в качестве ситуативной характеристики деятельности, выражающейся в неопределенности исхода этой деятельности и возможности наступления неблагоприятных последствий при успешном ее разрешении.
Политические риски, как и любые иные риски, в первую очередь, обоснованы выбором из возможных альтернатив, вероятностью наступления того или иного результата по итогам этого выбора и условностью оценки принимаемых человеком решений.
Также под политическими рисками можно понимать вероятность наступления нежелательных последствий по результатам принятия решений, включая сферу международного бизнеса, или поиска способов стабилизации внутригосударственной обстановки в политическом, экономическом и социальном плане.
Американский исследователь Ч. Кеннеди под политическим риском понимает совокупность рыночных факторов, в том числе экономических, культурных, социальных и собственно политических. Причем в его представлении политические риски обусловлены не только кризисными явлениями, но и изменением законодательства, сменой политической власти и так далее. В структуре политического риска он выделяет макрориск, который оказывает воздействие на все структуры в государстве, и микрориск, отличающийся отраслевой направленностью.
Политические риски представляют собой совокупность факторов политического характера, оказывающих или способных оказать влияние на экономические субъекты.
Классификация политических рисков
В составе политических рисков можно выделить три основные группы:
- во-первых, инвестиционные политические риски, обусловленные конвертируемостью национальной валюты, экспроприацией собственности, политическим насилием. В условиях таких рисков инвесторы некомфортно себя чувствует на территории других государств, особенно если они характеризуются политической нестабильностью и низким инвестиционным рейтингом;
- во-вторых, риски, обусловленные изменением законодательства. Перманентное изменение законодательства может оказывать существенное воздействие на осуществление любой деятельности;
- в-третьих, квазиполитические риски, то есть риски, которые связаны с проблемами контрактных споров, обусловленных политической или коммерческой подоплекой.
Специфика управления политическими рисками
Управление политическими рисками представляет собой использование различных управленческих инструментов, направленных на сведение к минимуму или полную нейтрализацию негативных последствий принимаемых политических решений и политических событий.
В основе управления политическими рисками находится ряд принципов, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, максимизация. Данный принцип характеризует стремление к максимальному охвату управлением всех возможных сфер возникновения политических рисков;
- во-вторых, минимизация. Данный принцип выражается в стремлении управления к сокращению политических рисков до минимума, а также сокращению влияния политических рисков на деятельность;
- в-третьих, адекватность реакции. Сущность данного принципа подразумевает необходимость своевременного и соответствующего реагирования на изменения, возникающие под влиянием политических рисков;
- в-четвертых, принятие. Данный принцип подразумевает понимание необходимости принятия решений в условиях политических рисков, имеющих неизбежный характер.
Процесс управления политическими рисками можно разделить на ряд последовательных процедур, к числу которых относятся:
- во-первых, процедура планирования управления политическими рисками. Данная процедура подразумевает осуществление выбора из возможных вариантов подходов к управлению политическими рисками и планирование деятельности субъекта управления по реализации управления политическими рисками;
- во-вторых, процедура идентификации политических рисков. Данная процедура состоит в определении политических рисков, способных оказывать влияние на проекты, а также в документировании характеристик политических рисков;
- в-третьих, процедура качественной оценки политических рисков. Данная процедура обеспечивает оценку политического риска и условий его возникновения для последующего определения их возможного влияния на определенные проекты или деятельность;
- в-четвертых, процедура количественной оценки политических рисков. Данная процедура обеспечивает оценку возможных последствий воздействия рисков на определенный проект или деятельность;
- в-пятых, процедура планирования реагирования на политические риски. Данная процедура определяет методы и инструменты, позволяющие ослабить возможные последствия воздействия политических рисков;
- в-шестых, процедура мониторинга и контроля политических рисков. Данная процедура обеспечивает постоянное отслеживание динамики политических рисков с целью минимизации возможных негативных последствий.
Процедуры управления политическими рисками находятся во взаимодействии друг с другом, иными процедурами.
Основа управления политическими рисками обеспечивает планирование этого управления. Процесс планирования в этом случае представляет собой принятие решений, направленных на применение и планирование управления политическими рисками в рамках конкретной деятельности или условий проекта. Процесс управления на этом этапе может включать в себя принятие решений по организация управления политическими рисками, обеспечение кадрами процедур управления этими рисками, выбор методологии управления, временного интервала мониторинга политических рисков и так далее.
В управлении рисками особое значение имеет их идентификации, поскольку от этого процесса максимально зависит успешность реализации той или иной деятельности. Эффективность идентификации политических рисков обеспечивается регулярностью их мониторинга.