Сущность и отличительные особенности муниципальных закупок
Муниципальные учреждения в процессе своей деятельности испытывают потребность в приобретении той или иной продукции или услуг, которые необходимы для выполнения ими своих функций. Приобретение таких продуктов и услуг осуществляется в процессе муниципальных закупок.
Под муниципальными закупками понимается размещение муниципального заказа, ставящего своей целью приобретение товаров и услуг для удовлетворения муниципальных нужд за счет средств местного бюджета.
Отличительными особенностями муниципальных закупок являются:
- наличие отдельной правовой базы, регулирующей порядок их осуществления;
- незначительные объемы закупок, объединяющихся при необходимости в один муниципальный заказ;
- преобладание среди участников конкурса на исполнение муниципального заказа местных поставщиков;
- ограниченное число поставщиков;
- высокий уровень зависимости муниципальных властей от местных поставщиков;
- высокий удельный вес услуг в муниципальных закупках;
- небольшое количество сложных конкурсов;
- нехватка квалифицированных специалистов;
- наличие правовых противоречий при осуществлении совместных закупок (с региональными или федеральными властями).
Общий порядок управления муниципальными закупками
В конкурсе на размещение муниципального заказа с целью осуществления муниципальных закупок могут принимать участие любые организации и индивидуальные предприниматели.
Главная цель управления муниципальными закупками состоит в обеспечении соблюдения требований законодательства при их осуществлении.
Решение о способе размещения муниципального заказа принимается заказчиком, который может выбирать из двух вариантов:
- во-первых, проведение торгов посредством конкурса, обеспечивающего победу тому участнику, которым предложены лучшие условия исполнения муниципального заказа, или аукциона, победителем которого становится тот, кто предложил наилучшую цену;
- во-вторых, посредством запроса котировок, по результатам которых побеждает тот поставщик, который предлагает лучшую цену, или предложений, по результатам которого побеждает поставщик, предложивший наилучшие условия выполнения муниципального заказа.
В случае наличия единственного поставщика муниципальные учреждения могут осуществлять закупку к него без проведения торгов и запросов.
Система управления муниципальными закупками предполагает ежегодное формирование плана их осуществления муниципальными властями. Формирование плана муниципальных закупок осуществляется следующим образом:
- муниципальными учреждениями – заказчиками – формируются предварительные планы закупок;
- муниципальные органы власти утверждают бюджет закупок;
- муниципальными учреждениями – заказчиками – формируются окончательные планы закупок в соответствии с бюджетом;
- план муниципальных закупок проходит утверждение;
- размещение информации о муниципальных закупках и порядке их осуществления;
- проведение торгов или запросов;
- подписание контрактов.
Управление рисками муниципальных закупок
При управлении муниципальными закупками необходимо учитывать риски, присущие им. Данные риски делятся на два вида:
- во-первых, риски, распространяющиеся на муниципального заказчика. Данный вид рисков обусловлен следующими причинами: наличием возможности вступления в партнерские отношения с контрагентом, не являющимся платежеспособным; существующей вероятностью отказа участника контракта от исполнения обязательств по нему или от его заключения; недобросовестностью при исполнении контракта; завышение первоначальных цен контракта; возможностью возникновения расходов по исполнению контракта непредвиденного характера; недобросовестной конкуренцией; недобросовестной организацией конкурса и так далее;
- во-вторых, риски, присущие поставщикам. Данный вид рисков обусловлен следующими причинами: возможностью несвоевременного финансирования; ухудшением рыночной ситуации, снижающей или ликвидирующей выгоду контракта; неясностью или неправильностью трактовки условий конкурса и так далее.
Процесс управления рисками, присущими муниципальным закупкам, является важнейшим направлением общего управления муниципальными закупками. Задача такого управления сводится к минимизации возможных потерь, обусловленных возникновением риска. В зависимости от характера возможного риска муниципальных закупок к основным инструментам управления ими относятся либо страхование, либо хеджирование.
В качестве одно из приоритетных направлений управления рисками муниципальных закупок является их организация в электронной форме, обеспечивающая автоматизированный порядок размещения заказов.
Управление эффективностью муниципальных закупок
Еще одним направлением управления муниципальными закупками является прогнозирование и оценка эффективности размещения муниципальных заказов. В процессе такого размещения должна выполняться количественная и качественная оценка показателей муниципальных контрактов. Результаты проведенной оценки эффективности муниципальных закупок обеспечивают формирование основы для разработки рекомендаций и мероприятий по их совершенствованию. Оценка эффективности муниципальных закупок может быть:
- индикативной, включающей анализ таких показателей как численность поставщиков, участвующих в конкурсе, удельный вес конкурса в общем объеме закупок, удельный вес открытых и закрытых конкурсов в общем объеме закупок, удельный вес закупок у одного поставщика в общем объеме закупок и так далее;
- мониторинговой, включающей в себя постоянный контроль соблюдения порядка осуществления муниципальных закупок посредством сбора и анализа информации о них.
Эффективность муниципальных закупок осуществляется на основе сравнения показателей по муниципальным закупкам отдельного муниципального образования со среднестатистическими, на основании чего делается вывод об эффективности управления муниципальными закупками в этом муниципальном образовании.