Управление лесным фондом РФ – это совокупность функций, направленных на организацию и ведение лесного хозяйства, включая деятельность органов государственного и муниципального управления по обеспечению защиты лесного фонда и организации его использования.
Необходимость управления лесным фондом Российской Федерации
Лесной фонд Российской Федерации представляет собой один из значительных природных ресурсов, не только на уровне российского государства, но и на общемировом уровне.
Лесной фонд выступает легкими планеты и ценным источником древесины. Огромные запасы лесного фонда представляют собой «соблазн» для злоупотреблений и преступлений в этой сфере.
Органы государственной и муниципальной власти обязаны обеспечивать защиту лесного фонда, организуя рациональное использование лесного фонда.
В структуре управления лесным фондом Российской Федерации можно выделить следующие направления:
- формирование государственной политики управления лесным фондом Российской Федерации;
- осуществление учета лесного фонда;
- ведение лесного кадастра;
- установление порядка функционирования органов управления лесным фондом;
- определение порядка распределения лесов по критериям защиты;
- разработка системы платежей за использование лесного фонда;
- утверждение расчетной лесосеки;
- выработка правил рубки;
- выработка условий передачи земельных участков лесного фонда в аренду и так далее.
В рамках управления лесного фонда осуществляется разработка программ регионального уровня, направленных на развитие лесного хозяйства, органы государственного и муниципального управления обеспечивают совершенствование лесного законодательства и так далее.
Принципиальные основы управления лесным фондом Российской Федерации
В основе управления лесным фондом Российской Федерации находятся следующие принципиальные основы:
- во-первых, устойчивость развития, выражающаяся в сбалансированном развитии экономики и улучшении состояния природной среды;
- во-вторых, рациональность, непрерывность, неистощимость использования лесного фонда в соответствии с интересами Российской Федерации и ее регионов;
- в-третьих, несовместимость реализации функции управления лесным фондом с осуществлением рубки главного пользования и переработки древесины, полученной при этом.
Не все страны признают необходимость сбалансированного развития экономики в соответствии с состоянием окружающей среды. Африканские и латиноамериканские страны признают приоритет экономики над экологией. Россия старается идти по другому пути и, сочетая экономику и охрану окружающей среды, хотя зачастую имеет место преобладания получения прибыли рациональным природопользованием.
Управление лесным фондом на федеральном уровне
Управление лесным фондом осуществляется специальным уполномоченным органом государственного управления, обеспечивающим использование, охрану, защиту и воспроизводство природных ресурсов в порученных областях государственного управления.
В России действуют два федеральных органа управления лесным фондом:
- во-первых, Федеральная служба лесного хозяйства;
- во-вторых, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
На эти органы возложено осуществление функции по непосредственному управлению лесным фондом, а также через систему территориальных органов. В состав последних входят:
- лесхозы федерального органа управления лесным фондом;
- лесхозы-техникумы;
- опытные лесхозы;
- национальные парки;
- специализированные организации, осуществляющие авиационную охрану лесов от вредителей, пожаров, болезней леса;
- лесоустроительные организации.
Назначение государственной лесной охраны
При федеральной службе лесного хозяйства функционирует Государственная лесная охрана России. Основная задача этой службы состоит в осуществлении государственного контроля состояния, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, организации пользования лесным фондом, обеспечения соблюдения населением и хозяйствующими субъектами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубки промежуточного и главного пользования.
Государственная лесная охрана реализует следующие обязанности:
- предотвращение и пресечение административных правонарушений и преступлений, осуществление производства по делам об административных правонарушениях, обеспечение правопорядка на территории лесного фонда;
- направление материалов в органы государственного управления о привлечении лиц к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности, предъявление исков в суды и арбитражные суды;
- предоставление физическим и юридическим лицам указаний или предписаний относительно устранения выявленных недостатков, принятие решений, направленных на ограничение, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности.
Лесная государственная охрана имеет следующие права:
- во-первых, проверка у населения и должностных лиц документов, в соответствии с которыми разрешается лесопользование;
- во-вторых, составление протоколов относительно административных правонарушений, осуществление задержания, доставки лиц, совершивших административные правонарушения и преступления в органы охраны правопорядка;
- в-третьих, проведение досмотра транспортных средств, иных объектов, включая при необходимости личный досмотр задержанных;
- в-четвертых, изъятие у граждан и должностных лиц добытых лесных ресурсов, орудий их добывания, транспортных средств, решение вопросов относительно их дальнейших принадлежности.
Должностным лицам государственной лесной охраны дано право применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Лицам, занятым государственной лесной охраной, дается разрешение на хранение, ношение и применение служебного оружия. Эти должностные лица охраняются государством согласно российскому законодательству.