Управление государственными, муниципальными и корпоративными закупками – это методика осуществления закупок услуг, товаров и работ для нужд органов государственного управления, органов муниципального управления и частных корпораций.
Основы управления государственными закупками
Порядок управления государственными закупками определяется тем, что система государственных закупок строго регламентируется со стороны законодательства. Управление государственными закупками включает в себя теоретические и практические методы, обеспечивающие наиболее эффективное и рациональное решение государственных задач при обеспечении нужд органов государственного управления в услугах, товарах, работах.
В основе эффективного управления государственными закупками находятся следующие принципиальные положения:
- развитие конкуренции в системе государственных закупок;
- формирование мир, направленных на противодействие коррупции в системе государственных закупок;
- прозрачность и открытость системы осуществления государственных закупок;
- приоритетность профессионализма поставщиков и заказчиков;
- стимулирование инноваций;
- единство контрактной системы;
- ответственность за эффективность государственных закупок.
Управление государственными закупками может осуществляться в разрезе 3 моделей:
- во-первых, централизованной модели, суть которой сводится к централизованному проведению закупочных процедур через уполномоченный закупочный орган государственного управления;
- во-вторых, децентрализованной модели, суть которой состоит в передаче ряда закупочных функций отдельным подразделениям, контролируемым региональными и муниципальными властями. Применение данной модели характерно для бюджетных организаций, наделенных правом расходования выделенных им средств. К преимуществам данной модели относят точность удовлетворения заказчика, снижение бюрократии, ускорение процедуры закупок, снижение коррупции;
- в-третьих, смешанной модели, сочетающей в себе характеристики централизованной и децентрализованной модели управления государственными закупками. Централизованные органы управления государственными закупками определяют общую стратегию их осуществления, в то время как непосредственно организационные вопросы решаются в рамках подразделений.
Особенности управления муниципальными закупками
Процесс управления муниципальными закупками также строго регламентируется законодательством. Принципиальный подход к управлению муниципальными закупками мало отличается от процесса осуществления государственных закупок.
В настоящее время система управления муниципальными закупками находится на стадии своего совершенствования, регулярно пополняясь новыми прогрессивными элементами, усилением конкуренции, расширением открытости и прозрачности системы муниципальных закупок.
Основным недостатком системы управления муниципальными закупками является несогласованность порядка их осуществления в разных муниципальных образованиях, также существенным недостатком является наличием пробелов в нормативном регулировании порядка осуществления муниципальных закупок, несогласованность нормативных актов друг с другом. Управление муниципальными закупками должно быть ориентировано на повышение эффективности расходования средств муниципальных образований для финансирования нужд органов муниципального управления.
Управление муниципальными закупками должна быть ориентировано на поиск эффективного механизма их осуществления, поскольку применяемые в настоящее время электронные площадки являются недостаточно совершенным механизмом удовлетворения муниципальных нужд.
Особенности управления корпоративными закупками
Корпоративные закупки осуществляются организациями различных организационно-правовых форм. На порядок осуществления корпоративных закупок не распространяется нормативные акты, регулирующие государственные и муниципальные закупки. Закупки коммерческих организаций именуются корпоративными.
Корпоративные закупки подпадают под регулирование Гражданским кодексом России, Федеральным законом «О защите конкуренции».
Коммерческие субъекты не ограничены в выборе площадок для участия в закупках, а также наделены правом организации собственных площадок.
В рамках единой торговой площадки корпорации могут выступать и поставщиками, и заказчиками. При выполнении корпорацией роли заказчика участие в закупках определяется внутренними правилами площадки. В том случае, если корпорация принимает участие в государственных или муниципальных закупках в качестве поставщика, ее действия подпадают под нормативные акты, регулирующие порядок управления государственными и муниципальными закупками.
При осуществлении корпоративных закупок заказчик не ограничен какими-либо правилами, он свободен в выборе поставщика, ему нет необходимости обосновывать результаты отбора поставщиков, а также отчитываться о них.
В отношении корпоративных закупок отсутствуют ограничения на заключение договора с единственным поставщиком или по результатам закрытого соревнования.
Сложность корпоративных закупок состоит в том, что отсутствует сайт, содержащий всю информацию о проводимых коммерческих закупках. Коммерческие торги осуществляются на различных площадках, определяющих собственные условия участия в тендерах.
Площадки, предназначенные для осуществления корпоративных закупок, как правило, отличаются простым интерфейсом, оснащены автоматической отправкой приглашений к участию в тендере. Для участия в тендере поставщикам необходимо осуществить регистрационную процедуру и настроить электронную рассылку. Примером площадок для осуществления корпоративных закупок являются В2В, РСТ-тендер, ОТС, Фабрикант и так далее.