Сущность государственных и муниципальных закупок
Одной из форм реализации государственного и муниципального управления является формирование государственного или муниципального заказа. Предназначение государственного и муниципального заказа состоит в обеспечении экономии средств бюджетов посредством выбора наиболее выгодного предложения конкурирующих между собой подрядчиков.
Практика применения данной формы управления в России начата в 1997 году.
Порядок проведения государственных и муниципальных закупок четко регламентирован законодательством, в результате чего от государственных и муниципальных властей требуется следование букве закона с целью предотвращения злоупотреблений в данной области.
Способы организации государственных и муниципальных закупок
Реализация государственного или муниципального заказа предусматривает использование различных способов отбора его исполнителя. Выбор исполнителя государственного и муниципального заказа не ограничивается только фактором цены контракта, учитывается целая совокупность условий, к числу которых относятся: условия и предпосылки осуществления поставок, сроки, ответственность и прочее.
Система отбора исполнителей государственного и муниципального заказа включает в себя проведение:
- во-первых, конкурсов (открытых, в том числе с ограниченным участием; двухэтапных; закрытых, в том числе с ограниченным участием; закрытых двухэтапных);
- во-вторых, аукционов (электронных, закрытых);
- в-третьих, запросов предложений;
- в-четвертых, запросов котировок.
Конкурс в рамках реализации государственного и муниципального заказа представляет собой способ определения его исполнителя, при котором победу одерживает участник, предлагающий оптимальные условия исполнения контракта.
Аукцион в рамках реализации государственного и муниципального заказа представляет собой способ определения его исполнителя, при котором победу одерживает участник, предлагающий наименьшую цену контракта.
В зависимости от формы проведения аукциона или конкурса его участники любо получают приглашение, либо подают заявку.
Управление организацией государственных или муниципальных закупок
Особенности управления государственными или муниципальными закупками зависят от того способа, который выбран для их реализации.
В определенных случаях государственные или муниципальные власти, а также власти разных муниципальных образований могут осуществлять совместные закупки. Реализация таких закупок осуществляется в форме совместных конкурсов или аукционов. Правовую основу таких закупок составляют требования федерального законодательства и соглашение сторон. Выбранный исполнитель государственного или муниципального заказа заключает отдельные контракты со всеми организатора конкурса или аукциона отдельно.
Российское законодательство допускает осуществление государственными или муниципальными органами централизованных закупок, для чего функции по их осуществлению возлагаются на конкретный уполномоченный орган власти. Уполномоченный орган обосновывает закупки, определяет условия контракта, организует его подписание. Непосредственное подписание контракта осуществляется теми органами власти, для которых организовывались закупки.
Проведение открытого конкурса предполагает информирование широкого круга возможных исполнителей посредством открытого размещения государственного или муниципального заказа. В этом случае заказчик сообщает требования к исполнителю и объемы закупок всем желающим. Участие в открытом конкурсе осуществляется на бесплатной основе.
Проведение открытого конкурса с ограниченным участием предполагает информирование широкого круга возможных исполнителей посредством открытого размещения государственного или муниципального заказа. Однако к участию в конкурсе допускаются только те исполнители, которые прошли предварительный этап отбора. Применение данного конкурса целесообразно в отношении технически сложных или культурно значимых государственных и муниципальных заказов.
Двухэтапный конкурс очень похож на открытый конкурс с ограниченным участием. Суть данного конкурса заключается в проведении двух этапов:
- представительного отбора исполнителей;
- окончательного отбора исполнителей.
Побеждает в двухэтапном конкуренте тот исполнитель, который прошел оба этапа и предложил оптимальные условия контракта.
Применение данной формы размещения муниципального заказа обусловлено его научностью и инновационностью, а также необходимостью обсуждения условий и характеристик закупки с исполнителями.
Электронный аукцион предполагает открытое информирование возможных исполнителей об условиях размещения государственного или муниципального заказа и площадке осуществления отбора. Случаи проведения электронного аукциона оговариваются федеральным законодательством, его возможность определяется соблюдением следующих условий: формулировки подробного и точного описания объекта закупки; количественной и качественной оценки порядка определения победителя.
Сущность запроса котировок для определения исполнителя государственного или муниципального заказа состоит в извещении об условиях заказа неограниченного круга лиц, которые предоставляют информацию о ценах на свои услуги. Победителем отбора выступает тот исполнитель, который предложил наименьшую цену контракта. Применение данной формы допустимо при максимальной цене контракта, не превышающей 500 тысяч рублей.
Сущность запроса предложений для определения исполнителя государственного или муниципального заказа состоит в извещении об условиях заказа неограниченного круга лиц, которые предоставляют информацию об условиях поставки. Победителем отбора выступает тот исполнитель, который предложил лучшие условия контракта. Применение данной формы допустимо в отношении закупок спортинвентаря, лекарственных средств, изделий художественного промысла и прочих оговоренных товаров.