Объекты управления государственным имуществом
В состав государственного имущества по традиции входят такие объекты, которые имеют важное значение для общества и его развития, ноне являются привлекательными с коммерческой точки зрения, то есть не интересны частному сектору.
Примерами таких объектов являются:
- во-первых, объекты наукоемкого и капиталоемкого характера в виде организаций, проектов, отраслей и прочего, потенциально способные приносить доход в отдаленной перспективе;
- во-вторых, объекты социального назначения, в том числе в сфере культуры, образования, фундаментальных исследований;
- в-третьих, объекты, депрессивного характера;
- в-четвертых, объекты, посредством которых государство осуществляет контроль в отраслях или в экономике в целом.
Приоритетными объектами государственного управления выступают предприятия транспортной, энергетической, добывающей, нефтегазовой отрасли, отрасли связи и инфраструктурные объекты.
Основой государственного управления имуществом является детальный учет всей совокупность объектов посредством формирования единого реестра государственной собственности, регулярной инвентаризации и обеспечения эффективного использования (получение доходов).
Цели и задачи управления государственным имуществом
Государственное управление имуществом ориентировано на достижение следующих целей:
- во-первых, обеспечение качественного развития сектора экономики, принадлежащего и контролируемого государством;
- во-вторых, обеспечение роста бюджетной эффективности, использования имущества государства и приватизации для обеспечения экономического роста страны.
Государственное управление имуществом направлено на решение следующих задач:
- во-первых, обеспечение сохранения унитарных предприятий, находящихся в государственной и региональной собственности;
- во-вторых, составление перечня организация, в отношении которых государство намерено сохранить право собственности, основанное на оперативном управлении;
- в-третьих, контроль крупных предприятий, имеющих определяющее значение для экономики страны и экономической безопасности;
- в-четвертых, осуществление государственного контроля за земельным оборотом;
- в-пятых, формирование системы ответственности при неэффективном использовании государственного имущества;
- в-шестых, формирование благоприятных условий для эффективного использования государственным имуществом;
- в-седьмых, аккумулирование денежных средств и определение порядка их расходования на содержание государственного имущества;
- в-восьмых, обеспечение защиты российских интересов в отношении государственного имущества от экспансии со стороны других государств;
- в-девятых, регулирование процедуры банкротства государственных предприятий.
Росимущество как субъект государственного управления имуществом
Для осуществления государственного управления имуществом сформирован специализированный федеральный орган государственного управления, именуемый Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (в сокращенном виде – Росимущество).
Росимущество обладает широким спектром полномочий в сфере управления государственным имуществом. К числу таких полномочий относятся:
- размещение заказов и заключение государственных контрактов на поставки товаров, услуг, работ, НИОКР для нужд государства и имущества;
- осуществление полномочий собственника по отношению к государственному имуществу;
- осуществление полномочий собственника по отношению к имуществу государственных предприятий;
- организация продажи (включая приватизацию) государственного имущества;
- осуществление учета государственного имущества, ведение его реестра;
- контроль за земельными участками, являющимися государственной собственностью;
- принятие имущества в государственную собственность и так далее.
Права Росимущества в сфере государственного управления имуществом
Росимущество наделено следующими правами:
- правом предоставления разъяснений организациям и гражданам в отношении вопросов, входящих в сферу деятельности государственного органа;
- правом привлечения научных и иных организаций, ученых, специалистов для проработки вопросов, связанных со сферой деятельности государственного органа;
- правом создания экспертных и совещательных органов в сфере, деятельности отнесенной к компетенции Росимущества;
- правом запрашивания и получения в установленном порядке сведений, требующихся для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Росимущества, включая приватизацию, распоряжение и управление государственным имуществом;
- правом созыва совещаний по вопросам, отнесенным к компетенции Росимущества, с привлечением к участию в них руководителей других государственных органов;
- правом привлечения посредством проведения конкурсов организаций с целью продажи приватизируемого государственного имущества, организаций и граждан – с целью продажи другого имущества;
- правом организации и проведения проверок эффективности использования и сохранения государственного имущества, находящего в ведении или управлении государственных организаций;
- правом создания, реорганизации и ликвидации территориальных органов Росимущества;
- правом отмены решений, принятых территориальными органами Росимущества, при выявлении фактов нарушения законодательства последними;
- правом обращения в судебные и правоохранительные органы от Имени государства для защиты государственных интересов в отношении государственного имущества или признания государственного имущества бесхозяйным.
Росимущество лишено права осуществления нормативно-правового регулирования в пределах своей компетенции, а также надзорно-контрольной функции.