Управление финансами муниципального образования – это урегулированная нормами государственного законодательства и местного нормотворчества система управления финансовыми ресурсами муниципального образования с целью обеспечения решения задач местного значения, функционирующая посредством реализации уполномоченными муниципальными органами деятельности по разработке и утверждению бюджета, а также реализации доходных и расходных статей бюджета, в том числе поиска новых источников бюджетных доходов, повышения эффективности использования и распоряжения муниципальным имуществом.
Значение управления финансами муниципального образования
Конституционные положения и нормы специального федерального закона, устанавливающего общие принципы организации местного самоуправления в России, рассматривают институт местного самоуправления как важнейший демократический институт, предоставляющий широкие правомочия местному сообществу по определению вопросов собственной жизнедеятельности.
При этом на практике реализация самостоятельного управления делами местного сообщества выявила серьезные проблемы. Широкие правомочия, предоставленные местному самоуправлению, предполагают и широкий объем обязательств, которые должны выполнять органы муниципального образования в интересах местного сообщества. При этом с момента принятия специального федерального закона расходные обязательства муниципальных образований перманентно увеличиваются, а источники доходной части бюджета сокращаются.
Так, например, в качестве налоговых ресурсов местных бюджетов сегодня законодательством гарантируются только налог на землю, налог на имущество физических лиц.
Необходимо отметить, что проблема финансового обеспечения муниципальных образований широко обсуждаются как на федеральном, так и на региональном уровне. Дефицит местных бюджетов компенсируется «сверху» субсидиями и направлением финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов в иных формах. Такая поддержка имеет и негативные последствия, поскольку органы местного самоуправления фокусируются на получении субсидий и реализации необходимой деятельности для получения таких субсидий, в то время как без внимания остается поиск собственных источников финансирования бюджетных обязательств.
Итак, говорить о подлинной самостоятельности системы местного самоуправления конкретного муниципального образования можно только в том случае, когда у такого муниципального образования наличествуют собственные ресурсы для обеспечения расходных обязательств, а значит, для обеспечения социально-экономического развития местной территории и благосостояния местного населения.
Характеристика особенностей управления финансами муниципального образования
Управление финансами муниципального образования – это специальная деятельность органов публичного управления, урегулированная государственным законодательством и местными нормотворчеством и предполагающая аккумуляцию финансовых ресурсов для обеспечения обязательств муниципального образования. При этом такая деятельность характеризуется рядом специфических черт, связанных с особенностями организации финансирования местного самоуправления в России. К числу таких специфических черт относятся:
Особенности правового характера. Эти особенности связаны с эволюцией института местного самоуправления в российской государственно-правовой действительности: институт местного самоуправления зарождался как система органов с ограниченной компетенцией в Российской империи (так называемые земства), которые в условиях самодержавного политического устройства не смогли стать самостоятельными органами с собственной бюджетной повесткой. Местные советы, которые функционировали в Советском государстве, фактически реализовывали функцию проведения политики центра на местах. Современное местное самоуправление, унаследовав историю относительной самостоятельности органов управления муниципальными образованиями, по-прежнему не может функционировать за счет собственных ресурсов. Для преодоления названных трудностей, перестройки финансового управления муниципальным образованием последнее десятилетие активно внедряется система бюджетирования, ориентированного на результат, произошел отказ от затратного метода. С организационной точки зрения управление финансами через ориентацию на результат выглядит наиболее эффективным, однако на практике такая система пока не позволяет решить проблему поиска собственных ресурсов финансирования бюджетных обязательств муниципального образования. Указанное не позволяет говорить об институте местного самоуправления как самостоятельном институте публичного управления в России;
Особенности финансового характера. Финансирование муниципальных бюджетных обязательств строится преимущественно на налоговых доходах и трансфертах межбюджетного характера. В свою очередь, на уровне муниципального образования в качестве основного ресурса налоговых поступлений выступает налог на доходы физических лиц. Для влияния на эту статью доходов органы местного самоуправления не имеют правовой возможности, поскольку это налог устанавливается федеральным законодательством. Местные бюджеты получают отчисления в рамках установленных нормативов. Негативным фактором для финансовой самостоятельности муниципальных образований является низкая эффективность использования имущества, составляющего муниципальную собственность. В большинстве муниципальных образований доходы от использования муниципального имущества не превышают 20%. Таким образом, финансирование муниципальных бюджетов происходит преимущественно за счет направления ресурсов регионального и федерального бюджетов;
Особенности организационного характера. С точки зрения организации управления финансами муниципального образования также имеются негативные тенденции. Управления финансами муниципального образования характеризуется низким внедрением информационных технологий, а значит, отсутствием перманентного мониторинга эффективности и корректировки управления исходя из результатов мониторинга.