Понятие финансов местного самоуправления
Финансы местного самоуправления выступают важнейшим элементом финансовой системы всего государства.
Финансы местного самоуправления являются финансово-материальной основой реализации местными органами управления своих полномочий.
От эффективности аккумуляции и использования органами публичного управления местного уровня финансов напрямую зависит эффективность местной системы управления, реализация прав и обеспечение интересов местного населения, благосостояние населения муниципалитета. Именно поэтому повышение эффективности управления финансами местного самоуправления должно рассматриваться органами публичного управления в качестве одной из основных управленческих задач, реализуемых на местном уровне.
Система финансов местного самоуправления представлена следующими элементами:
- собственные доходы муниципалитета, в том числе доходы, привлекаемые муниципалитетом посредством установления и взимания местных налогов и сборов, доходы, извлекаемые муниципалитетом из осуществления муниципальными организациями своих функций и из использования имущества, входящего в состав собственности муниципалитета, доходы в виде платы, взимаемой с населения за предоставление муниципальных услуг и др.;
- государственное финансирование;
- средства, привлекаемые в рамках муниципального кредита и займа и пр.
Эффективность управления финансами местного самоуправления
Понятие эффективности управления финансами местного самоуправления является понятием теоретическим. В законодательстве инструментов определения эффективности управления финансами на уровне муниципалитета, как и на уровне государства не закреплено, однако в рамках правового регулирования бюджетных отношений используется принцип эффективности использования бюджетных средств, который в определенной степени применим и для оценки эффективности управления финансами муниципалитетом.
Так, эффективность управления финансами местного самоуправления предполагает, что органы муниципального управления при планировании, привлечении и использовании финансов местного самоуправления исходят из необходимости решения задач социально-экономического развития с использованием наименьшего объема средств при достижении максимального полезного результата.
Наиболее перспективным способом управления финансами местного самоуправления сегодня в теории и практике признается программно-целевой метод, когда финансы аккумулируются и используются исходя из приоритетных направлений развития муниципалитета посредством реализации конкретных программно-целевых мероприятий. Указанный метод выступает удобным средством управления финансами местного самоуправления, поскольку позволяет распределять финансы под конкретные цели с опорой на предполагаемые результаты в виде конкретных показателей. С позиции контроля эффективности управления этот инструмент характеризуется оперативностью и прозрачностью: проанализировать эффективность использования финансов при реализации конкретных программных мероприятий легче и быстрее, чем проанализировать эффективность развития муниципалитета в конкретном направлении за длительный период.
Управление финансами местного самоуправления: социально-экономическая эффективность
При реализации органами местной власти полномочий по управлению финансами местного самоуправления необходимо ориентироваться на социальную и экономическую полезность такого управления. Так, эффективными управление финансами в целом и реализация конкретной муниципальной целевой программы в частности могут быть признаны, когда намеченный социально полезный эффект реализуется посредством использования минимального объема финансово-материальных ресурсов.
Иначе говоря, эффективность управления финансами оценивается с позиции пользы для населения и экономии средств населения, так как финансы местного самоуправления преимущественно формируется из налогов и сборов, взимаемых с населением, платы за оказание муниципальных и государственных услуг, взимаемой с населения и др.
Роль муниципальных органов управления финансами местного самоуправления
Компетенцию органов публичной власти местного уровня в сфере управления финансами местного самоуправления составляют следующие аспекты:
- определение процедуры разработки, составления, анализа проекта местного бюджета, процесса его утверждения и исполнения, а также порядка проведения контрольных мероприятий его исполнения;
- непосредственно разработка, составление, анализ проекта местного бюджета, его утверждение и исполнение, реализация контрольных процедур его исполнения, утверждение соответствующего отчетного документа об исполнении бюджета;
- установление процедуры предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, непосредственное предоставление таких трансфертов;
- управление активами муниципалитета, а также долгом муниципалитета, предоставление муниципальных займов гарантий кредитов;
- определение и конкретизация процедуры использования бюджетной классификации в отношении местного бюджета и др.
Представительный орган местного самоуправления в сфере управления финансами муниципального образования решает следующие задачи: парламент муниципального образования занимается рассмотрением бюджетного проекта, его утверждением, а также анализирует и утверждает отчетный документ об исполнении бюджета исполнительными органами муниципального образования. Другими словами, он реализует функцию последующего контроля над исполнением бюджета муниципального образования исполнительными органами и др.
Исполнительные органы муниципалитета в сфере управления финансами местного самоуправления решают задачи распоряжения имуществом, которое входит в состав муниципальной собственности, непосредственной разработки и составления бюджетного проекта, внесения бюджетного проекта в местный парламент для утверждения, обеспечения непосредственного исполнения утвержденного бюджетного проекта, подготовки бюджетной отчетности, представления в местный парламент отчета об исполнении бюджета.