Сущность управленческих решений в государственном управлении и предъявляемые к ним требования
Государственное управленческое решение – это процесс выбора из возможных вариантов осуществления государственного управления наиболее эффективной и отвечающей требованиям сложившейся ситуации модели действий.
Государственные управленческие решения должны отвечать следующим требованиям:
- во-первых, реальности, подразумевающей установление цели, достижение которой реально возможно с учетом наличия ресурсов, возможностей и времени для их реализации;
- во-вторых, наличия механизмов реализации управленческого решения, подразумевающее характеристику процесса его планирования, организации действий, их координации, проведения мотивации и контроля;
- в-третьих, устойчивости к ошибкам, допущенным в процессе сбора и обработки информации;
- в-четвертых, подготовки, принятия и выполнения управленческого решения в реальном времени по отношению к тем процессам, которые являются объектом управления;
- в-пятых, реализуемости, подразумевающей наличие возможности воплощения принятого государственного управленческого решения в жизнь;
- в-шестых, гибкости, подразумевающей возможность изменения содержания принятого государственного управленческого решения в ответ на меняющиеся обстоятельства.
Классификация государственных управленческих решений
Государственные управленческие решения классифицируются по различным основаниям, к числу которых можно отнести следующие:
В зависимости от субъекта, ответственного за принятие решения. В соответствии с этим критерием различают четыре вида государственных управленческих решений:
- общенародные решения, принимаемые в ходе прямого волеизъявления граждан в виде референдумов или выборов;
- решения, соответствующие ветвям и институтам власти. В этом смысле государственные управленческие решения делятся на решения, принимаемые органами государственного управления исполнительного, законодательного и судебного характера;
- решения, различающиеся по уровням власти. В этом смысле государственные управленческие решения бывают федеральными и региональными;
- решения, которые различаются по органам и институтам власти. В этом смысле государственные управленческие решения включает в себя решения российского Президента, Правительства, Государственной Думы и так далее;
В зависимости от количественных характеристик субъекта принятия государственного управленческого решения. В соответствии с этим критерием выделяют два вида государственных управленческих решений:
- единоличные решения, которые принимаются отдельными должностными лицами государственного управления, к примеру, российским Президентом;
- коллегиальные, принятие которых осуществляется органами государственного управления, например, Правительством России, Государственной Думой и так далее.
В зависимости от цели и времени действия. В соответствии с этим критерием различают три вида государственных управленческих решений:
- оперативные решения, срок реализации которых составляет менее 3 лет;
- тактические решения, срок реализации которых колеблется в пределах от 3 до 6 лет;
- стратегические решения, период реализации которых превышает 6-летний срок;
В зависимости от масштаба действия. В соответствии с этим критерием государственные управленческие решения делятся на общегосударственные, локальные, межведомственные и внутриведомственные;
В соответствии с нормативной природой. Согласно этому критерию государственные управленческие решения бывают общими и частными. Общие государственные решения также называют нормативными, частные – ненормативными;
В соответствии с юридической силой. Согласно этому критерию выделяют три вида государственных управленческих решений: конституционные или высшие, законодательные и подзаконные решения;
В зависимости от вида государственного управления. В соответствии с этим критерием управленческие решения государства делятся на гражданские и военные;
В зависимости от формы правовых актов. В соответствии с этим критерием различают огромное количество государственных управленческих решений, принимающих форму законов, указов, постановлений, распоряжений, приказов, приговоров, санкций, уставов, программ, прогнозов, декларации, указаний, инструкций, справок, рекомендаций и прочего;
В зависимости от способа оформления и установления юридической силы. В соответствии с этим критериям различают два вида государственных управленческих решений:
- первичные государственные решения, которые приобретают юридическую силу непосредственно. К данному виду относят законы, постановления, указы и иные нормативно-правовые акты;
- вторичные государственные решения, которые вводятся в действие и утверждаются иными решениями. К данному виду относятся инструкции, которые могут быть утверждены приказом министра, положения, которые устанавливаются постановление главы администрации и так далее;
В зависимости от методов разработки. В соответствии с этим критерием выделяют типичные или аналогичные государственные управленческие решения, а также нетипичные или оригинальные решения;
В зависимости от содержания. В соответствии с этим критерием различают такие государственные управленческие решения, как политические, социальные, административные, экономические, правовые, организационные, технологические и иные;
В зависимости от формы изложения. В соответствии с этим критерием государственные управленческие решения могут быть устными, письменными или электронными;
В зависимости от механизма действия. В соответствии с этим критериям государственные управленческие решения могут быть прямыми, то есть предполагающими непосредственное действие, или рамочными, то есть носящими отсылочный характер;
В зависимости от значимости для исполнения. В соответствии с этим критерием государственные управленческие решения могут быть обязательными и рекомендательными.