Унитаризм и федерализм в государственном устройстве – это формы государственного административного устройства, противопоставляемые друг другу по принципам организации, территориального устройства и управления.
Сущность и виды государственного устройства
Государственное устройство представляет собой определенный способ или порядок территориального деления государства на составные элементы, установление их правового статуса и характера взаимодействия центральной власти и властей территориальных элементов.
Государственное устройство характеризуется с помощью следующих правовых субститутов:
- во-первых, норм, которые обеспечивают закрепление определенной формы территориально-политического устройства государства;
- во-вторых, норм, которые закрепляют компетенцию структурных элементов государства;
- в-третьих, норм, которые закрепляют определение государственных территорий, государственного правового пространства;
- в-четвертых, норм, которые закрепляют взаимоотношения централизованных органов власти и зависящих от них территорий, не входящих в состав государства, но связанных с ним правовыми отношениями.
На конституционном уровне каждое государство стремится подчеркнуть неделимость своих территорий и установить запрет на возможность покушения на целостность государства.
В системе государственного устройства существует две противоположные друг другу формы этого устройства, именуемые унитаризмом и федерализмом.
Понятие и сущность унитаризма в государственном устройстве
Унитаризм – это форма государственного административного устройства, основанная на действии единой общегосударственной Конституции, единых, общих для всего государства высших представительных, исполнительных и судебных органов, осуществляющих руководство местными органами власти соответствующего направления.
Унитаризм – это форма организации простого единого государства, характеризующегося отсутствием самостоятельности у административно-территориальных единиц. Термин «унитаризм» по своей сути обозначает «единство», применяется по отношению к единому, слитному государству.
Отличительными особенностями унитаризма в государственном управлении можно считать следующие:
- во-первых, сосредоточение всей полноты государственной власти на общенациональном уровне, отсутствие самостоятельности у региональных властей;
- во-вторых, построение органов государственной власти в рамках единой иерархии, подчиненной одному центру;
- в-третьих, формирование одноуровневой системы законодательства;
- в-четвертых, наличие единого гражданства.
Унитарные государства могут быть в следующих видов:
- во-первых, простое унитарное государство – это государство, в составе которого отсутствуют автономные образования, территория которого не предполагает административно-территориального деления или включает в себя только подчиненные административно-территориальные единицы;
- во-вторых, сложное унитарное государство – это государство, включающее в свой состав одно или несколько автономных образований.
По критерию степени подчиненности централизованным органом государственного управления административно-территориальных единиц различают следующие виды унитарных государств:
- во-первых, централизованное унитарное государство – это государство, отличающееся строгой субординацией органов муниципального управления, формирование которых осуществляется центральной властью при предоставлении минимальной самостоятельности;
- во-вторых, децентрализованное унитарное государство – это государство, формирующее самостоятельные органы муниципального управления силами населения, с отсутствием прямой подчиненности этих органов общенациональным органом, но сохранением их подотчетности.
Сущность и значение федерализма в государственном устройстве
Федерализм – это принципиальные основы территориального устройства государства, выражающиеся в форме федерации, объединяющей государственные образования.
Федеративное государство обладает следующими отличительными характеристиками:
- во-первых, наличие разделения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и органами государственной власти и ее субъектов;
- во-вторых, существование совместных компетенций федеральных и региональных органов государственного управления по определенным вопросам;
- в-третьих, формирование двухуровневой системы государственного управления, в рамках которой самостоятельно существуют федеральные и региональные органы государственной власти;
- в-четвертых, формирование двухуровневой системы законодательства;
- в-пятых, возможность предоставления собственного гражданства субъектами федерации наряду с общефедеральным гражданством.
Сравнение унитаризма и федерализма в государственном устройстве
Различия унитаризма и федерализма в государственном устройстве заключаются в следующих аспектах:
- во-первых, для унитарных государств характерно наличие единой Конституции, носящей общенациональный характер, то есть распространяющейся на всю территорию государства. Федеративные государства наряду с федеральной Конституцией подразумевают разработку и основные законов субъектами федерации;
- во-вторых, для унитарных государств характерно действие единой правовой системы, обязательной для всего населения данного государства. Федеративные государства формируют многоуровневую систему законодательства, в рамках которой федеральные законы действуют наряду с региональными;
- в-третьих, органы государственного управления унитарных государств включают в себя общенациональный парламент, правительство, главу государства, судебные органы. Федеративные государства формируют аналогичную систему регионального управления в каждом субъекте;
- в-четвертых, унитарные государства предусматривают получение только общенационального гражданства, в федеративных государствах имеет место гражданство субъектов федерации;
- в-пятых, у составных частей унитарного государства отсутствует государственный суверенитет, они не имеют права на самостоятельное формирование армии, органов внешнеполитического взаимодействия, атрибутов государственности;
- в-шестых, унитарное государство осуществляет межгосударственное взаимодействие через систему централизованных органов, в то время как субъекты федерации в рамках федеративного государства имеют возможность организовывать собственные межгосударственные взаимодействия.