Учение Аристотеля о государстве и праве – это концепция Аристотеля об основах государства и права, их классификации, целях и предназначении.
Биографическая справка
Аристотель, живший в IV веке до нашей эры, был сыном врача при дворе царя Македонии. Обучался Аристотель в Афинах. Сначала он учился в академии Платона, затем преподавал там же. После смерти Платона Аристотель покинул академию, некоторое время жил в разных греческих городах, занимаясь научной и преподавательской деятельностью. Наиболее известным воспитанником Аристотеля является Александр Македонский. В Афинах Аристотелем была создана собственная школа, именовавшаяся Ликей. Аристотель был обвинен в безбожии после смерти Александра Македонского, что вынудило его покинуть Афины.
Аристотель признан самым прославленным учеником Платона. При этом он выступал с критикой платоновского учения.
К числу основных работ Аристотеля относятся трактаты «Политика», «Афинская полития», «Этика», «Никамахова этика». Аристотель является основателем минимум 14 наук, включая политологию.
Учение Аристотеля о государстве
По мнению Аристотеля, государство представляет собой результат естественного развития, обусловленный стремлением человека к общению. Люди создают объединения, которые можно рассматривать в разрезе трех уровней:
- во-первых, семья;
- во-вторых, деревня;
- в-третьих, полис или государство.
В трактовке Аристотеля государство представляет собой общение людей, обладающих общими характеристиками, для достижения состояния лучшей жизни. В качестве людей Аристотель рассматривает свободных граждан греческих полисов, но не рабов и не варваров. Государство существует для обеспечения блага людей. Выступая с критиком концепции Платона об идеальном государстве, Аристотель отмечает, что единство имущества неестественно, частная собственность больше соответствует человеку и его природе. В ее основе человеческое естество, она выступает в качестве неотъемлемого элемента семьи. Аристотель различает следующие формы обогащения:
- во-первых, производство материальных ценностей за счет приложения собственного труда, обеспечивающего одновременное обогащение и полиса;
- во-вторых, торговые операции, спекуляция, перекачка готовых ценностей.
Государство по Аристотелю обладает следующими неотъемлемыми признаками:
- во-первых, неразрывность территории и власти;
- во-вторых, относимость власти только к равным и свободным гражданам, то есть к участникам политической жизни;
- в-третьих, социальную основу власти формируют собственники земли.
Задолго до Шарля Монтескье Аристотель выделил три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
В классификации государственных форм по Аристотелю много пересечений с платоновской концепцией. Он классифицировал государственные формы в разрезе двух аспектов:
- во-первых, по числу правящих лиц: одно, несколько и большинство;
- во-вторых, по достигаемым целям: либо общее благо, либо личная выгода.
Это позволило выделить правильные и неправильные формы государственного устройства. К первым относятся полития, монархия, аристократия; ко вторым – тирания, демократия и олигархия.
Политические симпатии Аристотеля принадлежат политии, под которой он понимает своеобразную смешанную форму, возникающую на основе сочетания олигархии и демократии. Политический строй политии предполагает доминирование собственности средних размеров, что гарантирует самодостаточность семьи, ослабляя проявление антагонизма богатства и бедности.
Для Аристотеля характерно отождествление государства и общества. В этом смысле перед ним стала необходимость поиска интересов, целей и характера деятельности людей, обусловленного их имущественным положением. Такой подход Аристотель заложил для характеристики слоев общества. По Аристотелю слои общества представлены очень зажиточными гражданами, средними гражданами, крайне неимущими гражданами. Различные слои общества в соответствии с их имущественным положением выступают в качестве диаметрально противоположных друг другу. Аристотель выступал за рабовладельческую систему, усматривая тесную связь рабства и вопросов собственности. По рождению ряд людей был предназначен для властвования, другие – для подчинения. Этот закон Аристотель рассматривал как общий природный закон, в подчинении которого находились и одушевленные существа. Таким образом, все те люди, которые принадлежали не самим себе, а другим, по своей природе были рабами.
Наилучшим государством является такое общество, которое формируется посредством среднего элемента. Средний элемент представляет собой элемент между рабовладельцами и рабами. При наличии в государстве множества лиц, лишенных политических прав, общество неизбежно насыщено враждебно настроенными элементами.
Учение Аристотеля о праве
Право, по мнению Аристотеля, тесно ассоциируется с государством. Эти элементы не могут существовать друг без друга. Право включает в себя нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей стабильность. В качестве главного признака права выступает принудительная сила, воплощающая собой справедливость. Государство и право преследуют одну цель, выраженную в общем благе, ассоциируемом у всех со справедливостью.
Право по Аристотелю делится на два вида:
- во-первых, естественное право. Это то право, которое не имеет острой необходимости в обеспечении законодательного закрепления, оно и так признается всеми. В эту разновидность права можно отнести те общественные явления, существование которых обусловлено естественным образом, к примеру, семья, рабство, частная собственность и так далее;
- во-вторых, условное право. Это то право, которое формируется нормами, установленными людьми в виде законов и иных соглашений. Это право делится на писаные и неписаные законы, обычаи.
Аристотель отмечает необходимость стабильности права. По его мнению, законодательство может быть и справедливым, и несправедливым, но оно должно в любом случае обладать обязательной силой, иначе порядок в обществе невозможен.