Участники процессов государственного и муниципального управления – это субъекты публично-правовых отношений, которые в соответствии с конституционным и иным федеральным законодательством наделены полномочиями по реализации управленческого воздействия и участию в публичном управлении на федеральном, региональном и муниципальном уровнях для осуществления функций публичного управления, предоставления государственных и муниципальных услуг в целях обеспечения прав личности.
Подходы к определению понятия «участники процессов государственного и муниципального управления»
В соответствии с положениями действующей Конституции Россия представляет собой демократически устроенное государство, где главным носителем власти выступает народ. При этом для непосредственной организации и реализации публичного управления, то есть выполнения функций публичного управления, формируются на демократических принципах государственный и муниципальный механизмы. В свою очередь, государственный и муниципальный механизмы представляют собой систему управленческих процессов, опосредующих управленческое воздействие участников управленческих процессов на объект управления для решения поставленных задач публичного управления, прежде всего обеспечения социально-экономического развития территорий и обеспечения прав личности.
Итак, эффективное и стабильное функционирование государственного и муниципального механизмов требуют эффективного исполнения функций публичного управления для достижения поставленных целей стратегического развития и, в конечном итоге, для наиболее полной реализации прав личности. Это главная функция Российского государства в соответствии с положениями Конституции.
Непосредственно государственное и муниципальное управление осуществляют участники управленческих процессов, на которых законодательством и актами местного нормотворчества возложены соответствующие публично-правовые полномочия. Это должностные лица, органы и организации государственного и муниципального управления.
Здесь необходимо отметить, что категория участников процессов государственного и муниципального управления может трактоваться:
- в широком смысле, в таком случае под участниками процессов государственного и муниципального управления понимаются все государственные и муниципальные должностные лица и органы, которые учреждаются и функционируют для реализации функций публичного управления на территории государства;
- в узком смысле участники процессов государственного и муниципального управления включают в себя государственных и муниципальных должностных лиц и органы, которые реализуют исполнительную власть.
Необходимо отметить, что правовое положение участников процессов государственного и муниципального управления строго нормативно регламентировано. Кроме того, регламентации подвергаются и непосредственно управленческие процессы, административные процедуры.
Характеристика участников процессов государственного управления
Итак, в широком понимании к участникам процесса государственного и муниципального управления относятся государственные органы и должностные лица, которые реализуют исполнительную, законодательную и судебную власть на территории государства, а также должностные лица и органы исключительной компетенции.
В узком смысле к участникам процессов государственного управления относятся:
- глава государства, который обеспечивает взаимодействие высших органов публичного управления;
- федеральное правительство и профильные исполнительные органы федерального уровня;
- главы региональных территорий, региональные правительства и профильные исполнительные органы регионального уровня;
- иные должностные лица.
В состав компетенции высшего исполнительного органа страны – Федерального правительства – входят следующие полномочия:
- организация и осуществление внутренней и внешней политики страны;
- реализация взаимодействия органов исполнительной власти, координация их деятельности;
- обеспечение единства исполнительной системы, контроль деятельности исполнительных органов, преодоление противоречий между такими органами;
- участие в определении общих правовых основ системы образования, здравоохранения;
- обеспечение осуществления национальных целей, национальных проектов;
- разработка федеральных программ, государственных программ, общенациональных планов;
- осуществление права законодательной инициативы.
Правительство возглавляет единую систему исполнительной власти, которая объединяет органы государственного управления, соподчиненные на основе разделения компетенции.
Аналогичным образом выстраивается система государственного управления и на региональном уровне.
Характеристика участников процессов муниципального управления
В соответствии с действующими положениями Конституции России муниципальное управление осуществляется за счет функционирования относительно самостоятельной и обособленной системы местного самоуправления.
Система местного самоуправления представлена высшим исполнительным органом и высшим представительным органом. Высшим исполнительным органом муниципального управления, обычно именуемым администрация, обеспечивается осуществление законодательных актов и актов местного нормотворчества по вопросам местного значения. Кроме того, в составе администрации выделяются подразделения специальной компетенции, ответственные за решение вопросов местного значения в соответствующей сфере публичного управления, например, в сфере образования, градостроительства и земельных отношений, отношений по распоряжению муниципальным имуществом.
Высшим должностным лицом муниципального образования может выступать либо глава высшего исполнительного органа, либо высшего представительного органа.
Таким образом, к участникам процессов муниципального управления можно отнести главу муниципального образования, администрацию или иной высший исполнительный орган муниципального образования и органы исполнительной власти муниципального образования специальной компетенции.