Трудовые процессы в аппарате государственного управления – это законодательно и нормативно регламентированные формы и методы взаимодействия персонала государственного управления, техники и ресурсов государственного управления, осуществляемого для решения служебных задач государственными служащими.
Особенности организации трудовых процессов в аппарате государственного управления
Сегодня в системе публичного управления происходят коренные преобразования института государственной службы, направленные на:
- привлечение на должности государственной службы специалистов высокого уровня;
- ориентацию государственных служащих на эффективную реализацию служебных обязанностей, в том числе за счет материального стимулирования.
Вышесказанное актуализирует поиск новых кадровых инструментов и технологий, которые бы позволили повысить качество труда лиц, замещающих должности в системе государственного управления.
При этом необходимо отметить, что государственные служащие составляют особую профессионально-трудовую категорию, поскольку их трудовая деятельность связана:
- с высокой социальной ответственностью. Так, для реализации служебных обязанностей (как следствие, реализации функций и задач государственного управления) привлекаются значительные общественные ресурсы, а их освоение направлено на достижение социально полезных результатов;
- с реализацией властных полномочий. Государственные служащие в процессе своей трудовой деятельности для реализации функций и задач публичного управления реализуют властное воздействие, то есть имеют возможность влиять на правовое положение личности, что повышает значение их законной и добросовестной деятельности и др.
Таким образом, от организации трудовых процессов в аппарате государственного управления во многом зависит эффективность реализации функций и задач государственного управления.
Организация трудовых процессов в аппарате государственного управления может рассматриваться как система законодательно и административно регламентированных форм и инструментов взаимодействия персонала, техники, ресурсов для решения задач государственного управления.
Спецификой государственной службы определяются следующие особенности организации трудовых процессов в аппарате государственного управления:
- организация трудовых процессов в аппарате государственного управления отличается направленностью трудовой деятельности государственных служащих: они обеспечивают реализацию функций и задач государственных органов в рамках служебных полномочий;
- организация трудовых процессов в системе государственного управления осуществляется посредством реализации служащими трудовой функции в составе аппарата органа государственной власти;
- осуществление трудовой функции отдельными государственными служащими и функционирование государственного органа в целом подлежит жесткой законодательной и административной регламентации;
- для распределения трудовых обязанностей, замещения должностей государственной службы, подготовки и профессионального развития государственных служащих, оценки деятельности государственных служащих применяются нормативно регламентированные методы, например, конкурсный отбор, аттестация, ротация кадров;
- специальным федеральным законодательством устанавливаются особые требования к организации и реализации трудовой деятельности лицами, замещающими должности государственной службы. В частности, предусматривается особые ограничения и запреты в отношении трудовой деятельности лиц, замещающих должности государственной службы.
Кроме того, важной специфической характеристикой организации трудовых процессов в системе государственного управления является ограничение организационных полномочий руководителей государственных органов. В отличие от руководителей в частной сфере руководители в государственном аппарате ограничены в выборе методов и инструментов организации трудовых процессов, поскольку большинство элементов трудовых процессов подлежит жесткой законодательной и административной регламентации.
Задачи управления трудовыми процессами в аппарате государственного управления
Управление трудовыми процессами в аппарате государственного управления отличается от частного сектора, поскольку:
- требует творческого инициативного подхода, в случае необходимости разрешения нестандартных служебных ситуаций, при одновременном ограничении управления административными процедурами;
- требует уяснения значительного объема информации в отношении объекта управления, в том числе аспектов нормативно-правового регулирования;
- требует высокого нервно-эмоционального напряжения, поскольку предполагает взаимодействие с потребителями государственных услуг нередко в напряженных и конфликтных ситуациях;
- требует высокого уровня специальных познаний и практических навыков и умений для оперативного реагирования на сложные служебные ситуации и др.
Управление трудовыми процессами в аппарате государственного управления требует решения следующих задач:
- организация трудовых процессов как системы оперативных действий, направленных на решение стратегических задач государственного управления. Иными словами, государственные служащие должны понимать миссию государственного органа, свою роль в реализации такой миссии и в качестве главной цели собственной трудовой деятельности рассматривать всестороннее обеспечение прав личности в рамках собственных полномочий;
- обеспечение эффективного расходования бюджетных ресурсов при организации трудовых процессов. Трудовая деятельность государственных служащих должна оптимизироваться на постоянной основе. Функционирование института государственной службы должно обеспечивать максимально полезный социальный эффект при минимальной затрате бюджетных, временных, трудовых и иных ресурсов;
- формирование благоприятного климата в трудовом коллективе государственного органа;
- надлежащее материально-техническое обеспечение рабочих мест и др.