Территориальные комплексы и системы РФ – это функциональные образования, расположенные на определенной территории и объединенные хозяйственными связями, комплексным развитием промышленности и сельского хозяйства, созданием непроизводственной и производственной инфраструктуры.
Основное назначение территориальных комплексов и систем Российской Федерации
Россия представляет собой огромное государство, развитие которого в едином ключе невозможно из-за разнообразия входящих в нее территорий и различного уровня их развития в социально-экономическом плане.
Территориальные комплексы и системы Российской Федерации представляют собой функциональные образования, созданные на определенных территориях с целью обеспечения их производственного и социально-экономического развития. Комплексность и системность по отношению к территориям выражается через формирование единых производственных территориальных связей.
Территориальные комплексные системы призваны обеспечить получение экономического эффекта за счет совместной эксплуатации предприятий, имеющих общую инфраструктуру, экономии природных и иных ресурсов посредством кооперирования различных предприятий, повышения эффективности использования основных и оборотных средств, трудовых ресурсов.
Формирование территориальных комплексов и систем Российской Федерации обусловлено территориальным распространением природных ресурсов, близостью территории к промышленно развитым регионом, выходу к внешним морским путям, экономическим потенциалом территории и так далее.
При формировании территориальных комплексов и систем необходимо учитывать все факторы, способные оказывать влияние на производственные и хозяйственные процессы в рамках этих комплексов и систем. Это позволит многократно усилить экономические эффекты, получаемые по результатам функционирования территориальных комплексов и систем.
Вектор развития территориальных комплексов и систем Российской Федерации
Среди современных тенденций развития российского общества можно отметить стремление власти к переносу акцентов в управлении народным хозяйством на места, формирование концепции усиленного регионального развития страны, территориальной организации народного хозяйства. Эта задача носит масштабный и значимый характер, ориентированный на формирование общегосударственной региональной экономической политики, нацеленной на обеспечение рациональности размещения производительных сил, равных возможностей развития регионов в социально-экономическом плане, формирование и сохранение благоприятной для жизнедеятельности окружающей среды, рационального и комплексного использования природных ресурсов.
Переход государства к рыночной экономике стал основой для заимствования положительного опыта управления экономикой страны. В частности, к такому положительному опыту относится концепция поляризованного развития, широко применяемая развитыми странами, например, Японией, Соединенными Штатами Америки. Суть этой концепции состоит в том, что внимание государства, местных властей и частного сектора аккумулируется на территориях, отличающихся низким уровнем развития. Совместные усилия перечисленных субъектов обеспечивают формирование новых научно-производственных комплексов, получающих статус «полюсов роста» или «очагов развития» в рамках административных образований или экономических районов.
Ликвидация диспропорций научно-производственного развития восточно-европейской части России требует реализации комплексного подхода, предусматривающего сбалансированность развития науки, промышленности, инфраструктуры социального назначения. Жесткая централизация государственного управления экономикой на территории России была ориентирована на создание производственных объектов без развития производственной и социальной инфраструктуры, особенно это касается восточной части страны. В современных условиях государственные власти страны ориентированы на развитие ее восточной части. Формирование рыночных отношений, развитие самостоятельности в сфере производственного и научного комплекса призваны помочь местным властям внедрять и развивать предпринимательство, ликвидировать комплекс иждивенчества и провинциальности.
Действия по развитию территориальных комплексов и систем Российской Федерации
Несмотря на декларируемую самостоятельность регионов в определении программы их развития, федеральные власти также должны принимать активное участие в реализации программ развития отдельных территориальных комплексов и систем. Федеральные власти должны выступать в роли координатора, осуществлять реализацию законодательных инициатив, способствовать стабилизации общей экономической обстановки в государстве. Единая законодательная база, направленная на содействие развитию территориальных комплексов и систем, способствующая определению компетенции федеральных, региональных и муниципальных властей, выбору критериев отбора территорий, в рамках которых будет осуществляться формирование научно-промышленных комплексов. Также на федеральном уровне должно быть установлены финансовые условия, регулирующие функционирование территориальных комплексов и систем по вопросам предоставления кредитов, временного освобождения от налогообложения хозяйствующих субъектов, научных учреждений, действующих в рамках территорий и систем. Законодательство должно четко определять состав полномочий местных властей в регулировании деятельности научно-промышленных комплексов.
Также развитие территориальных комплексов и систем Российской Федерации требует формирования единого координационного, учебно-методического и информационного центра, аккумулирующего информацию относительно претендентов на создание научно-промышленных комплексов, их партнеров, предоставляющего информацию местным властям, оказывающего методическую и консультационную поддержку, помогающего в подготовке специалистов по региональной экономике.