Теория управления в государственном и муниципальном управлении – это наука, изучающая принципы и методы управления различными объектами, системами, процессами, осуществляемыми в том числе в рамках государственного и муниципального управления, что обеспечивает теоретическую основу функционирования органов государственного и муниципального управления при осуществлении своей деятельности.
Общая характеристика теории управления
Теория управления призвана формировать научную основу осуществления управленческих процессов, достижения сложных целей, основанных на кооперировании исполнительной деятельности посредством реализации функций управления.
Основной отличительной особенностью теории управления от менеджмента является абстрагирование от специфических факторов управленческих процессов для выявления наиболее их устойчивых характеристик. При разработке теории управления не учитываются национальные, социокультурные, общественно-политические и иные факторы.
Главная цель теории управления состоит в выработке закономерностей осуществления управленческой деятельности, выявлении условий, которые способствуют формированию определенных схем принятия управленческих решений.
Ключевые задачи теории управления включают в себя:
- во-первых, аккумулирование опыта осуществления управленческой деятельности и разработка в соответствии с этим опытом рекомендации, направленных на оптимизацию управленческого труда, эффективное использование наличествующих ресурсов;
- во-вторых, адаптацию особых характеристик управленческой деятельности к решению задач практического управления сложных социальных образований, в том числе государства, его регионов и муниципальных образований.
Помимо этого, теория управления призвана решать следующие задачи:
- во-первых, оптимизировать управленческие структуры;
- во-вторых, обеспечивать выбор средств и методов, применяемых для регулирования процессов социально-экономического характера;
- в-третьих, обосновывать виды управленческой деятельности;
- в-четвертых, разрабатывать алгоритм принятия управленческих решений;
- в-пятых, формировать условия для осуществления социального партнерства.
Место теории управления в системе государственного и муниципального управления
В системе государственного и муниципального управления теория управления занимает существенное место, поскольку объясняет закономерности управленческих процессов, формирует основу и алгоритм принятия эффективных управленческих решений.
Теория управления формирует подходы к осуществлению управления государством, его регионами и муниципальными образованиями.
Теория управления закрепляет различные виды подходов к государственному и муниципальному управлению.
Теория управления обеспечивает систему государственного и муниципального управления комплексом теоретических положений, представляющих описание, объяснение и предвидение объективных государственных и муниципальных явлений управления. Также теория управления представляет характеристику содержания различных категорий, отражающих специфику государственного и муниципального управления, его сущность и содержание.
Теория управления стремится к упорядочиванию процессов, которые протекают в системе государственного и муниципального управления, обеспечивая сохранность ее структуры, поддержку режима деятельности, реализацию целей и программ. Теория управления подразумевает необходимость непрерывного и целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект.
Субъекты управления в лице государственных и муниципальных органов власти оказывают воздействующие импульсы в виде команд управления в отношении объекта управления, в качестве которого в системе государственного муниципального управления выступает общество, страна, ее регионы и муниципальные образования. В соответствии с теорией управления каналы обратной связи обеспечивают приток информации о состоянии управляемого объекта к субъектам управления, после чего органы государственной и муниципальной власти получают возможность корректировки управленческого процесса. Теория управления предусматривает наличие у субъекта управления желания и возможности осуществлять управленческие воздействия на объект управления.
Общая теория управления сосредотачивает свое внимание на изучение социально-экономических систем. В качестве такого объекта исследования выступают открытые системы, активно взаимодействующие с внешней средой.
Теория управления формирует принципиальные основы осуществления государственного и муниципального управления, к числу которых можно отнести следующие:
- целенаправленность, суть которой сводится к целевой ориентации органов государственного и муниципального управления и соответственно целевой ориентации всех подсистем государственной и муниципальной власти;
- необходимость и достаточность функций, которая выражается в наличие необходимых функций и препятствовании их дублированию, обеспечивающих функционирование системы государственного и муниципального управления без сбоев и нарушений;
- непротиворечивость, подразумевающая согласованность одновременно осуществляемых управленческих воздействий органов государственного и муниципального управления;
- единство компетенции, подразумевающее наличие полномочий на принятие решений и ответственности за последствия этих решений у каждого органа государственного муниципального управления, а также их должностных лиц;
- подчиненность целей элементов целей системы, подразумевающая соответствие стратегии цели развития муниципального образования стратегии развития региона, которая, в свою очередь, формируется в рамках общенациональной стратегии развития;
- принцип «по команде», означающий прохождение управленческим решением всех уровней иерархии государственного и муниципального управления без пропусков. Аналогичный принцип обеспечивает работу каналов обратной связи;
- функциональное соответствие элементов системы, подразумевающий наделение определенных элементов государственного муниципального управления соответствующими функциями и так далее.