Антимонопольное регулирование – это совокупность экономических, административных и законодательных мер, реализуемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и недопущения монополизации рынка, препятствующей его нормальному функционированию.
Теоретические основы антимонопольного регулирования
В основе рыночного механизма регулирования хозяйственной деятельности лежит функционирование института конкуренции.
Конкуренцией называют соперничество между хозяйствующими субъектами за возможность получения максимальной прибыли и наилучшие условия своей хозяйственной деятельности.
Действие конкурентных сил ориентирует экономику на то, что, где и как производить, извлекая из этого наибольший эффект. Положительное влияние конкуренции на субъекты хозяйствующей деятельности проявляется в следующем:
- стимулирование научно-технического развития;
- внедрение в производственный процесс новейших технологий и технических средств;
- обеспечение наиболее эффективного распределения факторов производства;
- расширение выбора для покупателей.
Совершенная конкуренция может существовать в условиях свободного рынка и свободного ценообразования, когда число продавцов и покупателей неограниченно, барьеров для входа на рынок или выхода с него нет, в открытом доступе находится вся информация. Однако эти условия – идеальные, в реальности невозможно их полное соблюдение. Это проявляется в монополизации рынка, когда его отдельные участники получают способность в той или иной степени оказывать влияние на цену.
Данное явление рассматривается в качестве одного из «провалов» (фиаско, несовершенство) рынка. Рыночный механизм без внешней помощи зачастую оказывается неспособным препятствовать монополизации. Её основными негативными последствиями признаются повышение цен, нерациональное распределению ресурсов, резкая дифференциация доходов населения и рост среди него напряженности.
Поэтому объективной необходимостью является воплощение в жизнь государством антимонопольной политики. Главными целями её реализации признается содействие развитию на национальном рынке конкуренции, обеспечение рыночного равновесия, стабилизация и совершенствование народного хозяйства, ограничение деятельности предприятий-монополистов.
Стоит отметить, что не все монополии, то есть ситуации на рынке, когда на нем действует только один продавец, признаются негативными проявлениями рыночного развития. Некоторые виды производства благ, в которых нуждается общество, достигают эффективного состояния только при больших масштабах. При этом выпуск продукции одной фирмой позволяет удовлетворить весь рыночный спрос. Эти фирмы называются субъектами естественной монополии (к ним, например, относятся поставщики воды, газа, электричества, железнодорожные предприятия и т.д.).
Осуществление государством антимонопольного регулирования
В Российской Федерации проблема антимонопольного регулирования сейчас остаётся крайне актуальной, она имеет большое социально-экономическое значение.
В соответствии с распределением полномочий в отечественной системе государственного управления органом, ответственным за реализацию антимонопольного законодательства и за контроль его соблюдения, является Федеральная Антимонопольная служба (ФАС России).
Она осуществляет контроль над субъектами хозяйственной деятельности (в том числе, естественной монополии), а также за органами государственной власти и местного самоуправления. Этот контроль направлен на предотвращение и пресечение их действий, которые бы могли тем или иным образом ограничить конкуренцию.
Контроль осуществляется в двух формах: в выездной и в камеральной (документальной). Выездная форма контроля предполагает выезд и непосредственное посещение сотрудниками ФАС России подконтрольных ей субъектов, где осуществляется допрос уполномоченных лиц, проверка всех внутренних документов организации, а также фактически находящегося в ней движимого и недвижимого имущества.
С развитием технических средств связи всё чаще отдаётся предпочтение камеральной форме контроля. Она заключается в проверке тех документов, которые организация сама предоставляет в контрольный орган (с учетом выполнения всех предъявляемых требований по их заполнению). По итогам этой проверке выявляются несоответствия, расхождения между документами, ошибки при расчетах, подлог и т.д.
Государство пресекает недобросовестную конкуренцию в отечественной экономике посредством применения специальных методов воздействия. Они подразделяются на две большие группы:
- группа прямых методов, которые включают в себя создание и усовершенствование антимонопольного законодательства и надзор за его соблюдением, регулирование рекламной деятельности, защита интеллектуальной собственности и т.д.
- группа косвенных методов, которые стимулируют хозяйствующих субъектов к самостоятельной деятельности по предотвращению недобросовестной конкуренции (прежде всего, в форме саморегулируемых объединений предпринимателей), например, оказание информационно-консультационной помощи, создание и развитие соответствующей инфраструктуры, субсидирование и т.д.
Однако, как показывает отечественная антимонопольная политика, несмотря на наличие у государственных органов большого числа полномочий в сфере антимонопольного регулирования, в российской экономике до сих пор действует большое количество монополий. Отсюда можно сделать вывод о крайне низкой эффективности деятельности контрольных органов, что является одной из главных проблем в сфере развития конкуренции.