Понятие и сущность теории бюрократии Макса Вебера
Теория бюрократии Макса Вебера – это предложенная германским социологом М. Вебером концепция организация управления, основанная на формализованных правилах.
Эволюция бюрократии, по мнению Вебера, находится в неразрывной связи с эволюцией государства и экономики капитализма, потребности в административном управлении которыми в определенный момент перестали удовлетворяться традиционными средствами управления. Помимо этого на развитие бюрократии существенное влияние оказалось демократизацией общества, уравнивающей традиционные статусные различия. Безусловно, уравнивание носило относительный характер, поскольку организация карьеры бюрократа требовала наличия определенного образования. Однако рост демократизации обеспечил отказ от рассмотрения управления в качестве привилегии традиционных групп общества. Демократизация привела к расширению гражданских прав, что обусловило потребность в одинаковом отношении со стороны органов власти ко всем членам общества.
Основные положения бюрократического подхода к управлению Макса Вебера были изложены им в фундаментальном труде «Хозяйство и общество». Помимо этого Вебером были написаны различные статьи по данной тематике. Эмпирическую основу исследования составила система государственного управления, применяемого в Германии в первые десятилетия XX столетия.
Макс Вебер считал неизбежным распространение бюрократии в условиях существования современного общества. Только существование и развитие бюрократии выступает в качестве единственного способа, обеспечивающего возможность удовлетворения административных требований масштабных социальных систем. При этом бюрократия как способ организации власти имеет и крупные недостатки, способные оказывать существенное влияние на общественную жизнь. Значимость бюрократии определяется наличием у нее компетентности и специального образования. Сущность бюрократического управления состоит в управлении через знания.
Характеристики современных бюрократических систем
Любая современная бюрократическая система, по мнению Вебера, отвечает следующим 10 основным характеристикам
- чиновники наделены личной свободой, но находятся в подчинении власти в части должностных обязанностей, носящих безличный характер;
- совокупность чиновников представляет собой четкую иерархию должностей;
- в отношении каждой должности определена строгая сфера полномочий;
- замещение должности осуществляется чиновниками посредством подписания договорного соглашения на добровольной основе;
- отбор кандидатов на замещение должностей в бюрократическим аппарате осуществляется по такому критерию как специальная квалификация. Выборы чиновников не осуществляются;
- деятельность чиновников вознаграждается денежным жалованьем;
- должность чиновника выступает в качестве его единственного или основного рода занятий;
- в основе продвижения по служебной лестнице находятся такие критерии как старшинство или заслуги;
- чиновник не владеет средствами управления и не может присвоить собственную должность;
- деятельность чиновника подлежит жесткому и систематическому контролю.
Все указанные черты бюрократического аппарата в упрощенной форме можно свести к четырем признакам:
- во-первых, иерархичность власти, в рамках которой каждому чиновнику отведена определенная сфера полномочий в структуре иерархического аппарата, где он подотчетен вышестоящим руководителям. Результатом такой иерархичности является пирамида власти, формируемая бюрократической системой, в которой вершина обозначает высшую власть;
- во-вторых, последовательность действий, предполагающая замещение должности в качестве основного вида деятельности, обеспечивающего получение регулярного жалования и возможность карьерного роста;
- в-третьих, безличность, обуславливающая осуществление работы согласно установленным правилам, исключающим фаворитизм, произвол и иные субъективные факторы;
- в-четвертых, наличие специальных знаний, подразумевающих отбор чиновников на основе их умений и способностей.
Совокупность данных характеристик выступает в качестве критерия, согласно которому система управления признается бюрократической.
Характеристика бюрократии как статусной группы
Бюрократия выступает в качестве особой статусной группы, наделенной специфическими взглядами и ценностными ориентирами и стремящейся к обладанию властью.
Чиновники занимают привилегированное положение в обществе, несмотря на то, что бюрократический аппарат подвергается централизованным дисциплине и контролю. Чиновники, с одной стороны, осознают свое привилегированное положение, с другой стороны, находят нормальным необходимость подчинения вышестоящим чиновникам.
Как любая статусная группа, бюрократический аппарат отличается особым образом жизни, выражающим социальный престиж чиновников. Естественно, статусная группа стремится монополизировать те или иные материальные или культурные ценности, а также старается ограничить доступ в свои ряды. Современная бюрократия унаследовала эту черту от патримониальной бюрократии.
Чиновники верят в собственную высшую компетентность, а также внепартийность, беспристрастность, истинное понимание интересов государства и общества.
Бюрократический аппарат за счет его основных характеристик обеспечивает высокую организационную эффективность функционирования бюрократии.
По мнению Вебера, только бюрократия способна обеспечить высочайшую степень эффективности, она обладает превосходящими по отношению к иным формам управления точностью, стабильностью, дисциплиной и надежностью.
Бюрократия выступает не только в качестве технического инструмента организации власти, но и представляет собой систему убежденности в своей социальной силе за счет формальной организации процесса принятия решений.