Теоретические основы управления муниципальным образованием
Специфика муниципального управления предопределяется как национальными, так и государственными традициями организации власти публичного характера в соответствующем государстве. Большинство мыслителей традиционно производили увязку сущности политических преобразований с разработкой концептуальных подходов к муниципальному управлению. Потому местное самоуправление получало теоретическое осмысление через идеи общественного договора, права и свободы людей и граждан, правления представительского характера и разделения властей, в учениях о политике, предложенных французскими просветителями, английскими либералами, российскими реформаторами XVII-XIX веков.
Свою актуальность сегодня сохраняют такие теории местного самоуправления как теории свободной общины, государственная и общественная.
Характеристика сущности теории свободной общины
Возникновение теорий муниципального управления в Российском государстве относится к более позднему периоду, чем это произошло в Европе. Как следствие, эти теории носили характер заимствований. Как результат, в основу теории свободной общины заложены представления о праве общины естественного и неотчуждаемого характера осуществлять заведование своими делами, пришедшее из бельгийской и французской правовой практики.
Указанная теория, также обозначаемая как теория естественных прав общины, фактически первая концепция, в которой раскрывалась суть местного самоуправления, ее разработку осуществляли такие ученые как:
- К.- О. Лабанд,
- Г. Аренс,
- Ф. Гербер,
- Э. Мейер и прочие.
Основу теории составляют право общин естественного и неотчуждаемого характера на осуществление самоуправления, обоснования ограничений на вмешательство государственной власти в общинные дела. Сторонники названной теории, делали упор на идеи естественного права и исторический аспект управления городами Европы, доказывали первичность общинного самоуправления по отношению к управлению государственному, обязательность его автономности и обособленности от власти государства. Так, следуя положениям рассматриваемой теории, права общины предопределены самой ее природой, а не устанавливаются государством; государство не создает, а только признает общину.
Большое значение в теории свободной общины уделяется общности населения определенной территории, где каждый индивид выступает в качестве члена сообщества, основу которого составляет не только эта единая территория проживания, но и совокупность общих задач, интересов общины, ее духовной близости. Отсюда, к числу основных принципов организации муниципального управления, следуя теории свободной общины, относится избираемость муниципальных органов власти общины только ее членами. Относительно компетенции и контроля деятельности общинного самоуправления в теории обосновывается право общины на отказ от государственного вмешательства в дела общины, ограничение государственных прав функцией контроля соответствия действий органов муниципального управления пределам их полномочий при осуществлении деятельности.
Общественная теория муниципального управления
В качестве критики на теорию свободной общины результате во второй половине XIX веке сформировалась общественная теория муниципального управления (общественно-хозяйственная теория, хозяйственная теория), где разграничивалась компетенция органов местного самоуправления и государственной власти, обосновывалась самостоятельность общины и предполагалось сведение правительственного надзора над местным самоуправлением к минимуму. Разработчиками названной теории являлись:
- Р. Моль,
- О. Ресслер,
- О. Гирке,
- А. И. Васильчикова,
- Н. М. Коркунова,
- В. Н. Лешкова и другие.
В основе общественной теории также лежит противопоставление общины и государства. Разработчики названной концепции, как и сторонники теории свободной общины, считали, что государство не должно вмешиваться в дела местного самоуправления. Однако, следуя положениям общественной теории, основа самостоятельности самоуправления состоит в разграничении общественных и государственных интересов и дел. Для эффективной организации самоуправления согласно общественной теории необходимо сформировать выборную систему территориального представительства. При этом в компетенцию самоуправления включаются все дела местного ведения.
Для реализации контроля над местным самоуправлением предполагалось создание подразделения, контролирующего деятельность местных органов не с позиции ее целесообразности, а с позиции законности действий самоуправления.
Во исполнение принципа законности самоуправление должно действовать в строгих рамках закона, для чего были выработаны конкретные способы организации деятельности местных сообществ. Основу управленческой деятельности стали составлять такие категории как воля, интересы сообществ низового уровня, совокупность интересов индивидуального и группового характера, что, без сомнений, требовало высокого уровня активности граждан.
Государственная теория муниципального управления
В указанных условиях и на основе критики общественной теории понимания проблем местного самоуправления, развивалась государственная теория самоуправления. Основателями этой теории являются ученые:
- Р. Гнейст,
- Л. Штейн,
- В. П. Безобразов,
- А. Д. Градовский,
- Б. Н. Чичерин и прочие.
Приверженцы указанной теории придерживались кардинально отличных от сторонников теории свободной общины и общественной теории взглядов на природу самоуправления.
Согласно основам названной концепции, самоуправление рассматривалось в качестве одной из форм организации управления государством, а потому все полномочия в области муниципального управления предоставляются государством, следовательно, их источником выступает государственная власть. Однако, в отличие от центрального государственного управления, местное самоуправление осуществляется не правительственными чиновниками, а жителями, заинтересованными в результатах местного управления.
К числу специфических черт государственной теории самоуправления относится и то, что органы местного самоуправления должны быть подконтрольны местному сообществу и государству, выражая интересы не только государственной воли, но и собственные интересы – интересы местного сообщества.