Управление рынком недвижимости – это специальное направление экономической политики государства и соответствующая целенаправленная деятельность уполномоченных субъектов публичного управления по реализации системы принципов, методов, мероприятий законодательного, экономического, инфраструктурного характера для повышения эффективности использования недвижимого имущества и обеспечения законности его оборота.
Сущность и структура рынка недвижимости
Рынок недвижимости в самом общем виде может быть охарактеризован как система экономических отношений, обеспечивающих:
- передачу частично или полностью прав собственности в отношении объектов недвижимости от одних субъектов гражданских правоотношений к другим;
- свободное формирование цен на объекты недвижимости;
- перераспределение инвестиционных ресурсов.
При этом рынок недвижимости не относится к высокоорганизованным системам рыночных отношений, поскольку он характеризуется слабой стандартизированностью товара. К иным специфическим характеристикам рынка недвижимости можно отнести:
- локальный характер;
- закрытый характер договорных отношений по вопросам передачи объекта недвижимости;
- неэластичность предложения на рынке недвижимости и др.
Указанное позволяет определить рынок недвижимости как сектор российской экономики, опосредующий систему следующих взаимосвязанных элементов:
- объектов недвижимого имущества: жилых помещений и зданий, нежилых строений, помещений, зданий, в том числе объектов недвижимости коммерческого назначения;
- субъектов экономических отношений, функционирующих на рынке – собственников, субъектов, организующих управление собственностью и пр.;
- процессов функционирования рынка, то есть процессов создания объектов недвижимости, использования и распоряжения объектами недвижимости;
- процессов управления рынком, в том числе процессов законодательного регулирования налогообложения и пр.;
- институтов, обеспечивающих функционирование рынка, в том числе государственных институтов, например, службы регистрации кадастра и картографии и др.
Значение управления рынком недвижимости
Демократическая организация публичного управления, становление свободного рынка предполагает утверждение принципов невмешательства государства в рыночные отношения. При этом полный отказ государства от регулирования рыночных отношений опасен ввиду того, что в периоды кризиса на рынке естественные закономерности регулирования рыночных отношений не работают и для поддержания нормальных экономического оборота требуется поддержка государства. Кроме того, государство реализует контрольную функцию, обеспечивая законность экономических отношений и имущественного оборота.
Так, объектом экономических отношений на рынке недвижимости выступает недвижимое имущество, обладающее специфическими характеристиками: это участки земли или объекты, прочно связанные с землей. Эта специфика определяет необходимость законодательной регламентации:
- процедуры перехода права собственности на объекты недвижимости, передачи объекта недвижимости при распоряжении;
- формирование специальных институтов, которые обеспечивают регистрацию перехода и ограничения прав на объекты недвижимости и, соответственно, обеспечивают сбор, обработку, использование информации в отношении объектов недвижимого имущества, фиксацию их отличительных характеристик в едином кадастре недвижимости.
Формы управления рынком недвижимости
Государство участвует в управление рынком недвижимости в двух основных формах:
- посредством прямого регулирования рынка недвижимости;
- посредством косвенного регулирования рынка недвижимости.
Прямое регулирование отношений на рынке недвижимости предполагает:
- формирование законодательной базы и подзаконных актов, регулирующих вопросы владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, регистрации перехода прав на такое имущество;
- установление механизма ответственности при нарушении правил оборота недвижимого имущества;
- регистрацию перехода прав на объекты недвижимого имущества;
- лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности в области недвижимости и др.
К числу косвенных инструментов управления рынком недвижимости можно отнести:
- установление правил налогообложения недвижимого имущества, в том числе льготных условий такого налогообложения;
- установление амортизационных норм;
- реализация целевых программ в области жилищного строительства и др.
Направления и проблемы управления рынком недвижимости
В качестве основных направлений управления рынком недвижимости можно выделить следующие:
- законодательное регулирование имущественных отношений в сфере недвижимости, в том числе коммерческой деятельности в сфере недвижимости;
- экономическое регулирование посредством установления режимов налогообложения недвижимого имущества;
- обеспечение инфраструктуры рынка недвижимости и др.
К числу проблемных аспектов управления рынком недвижимости в России можно отнести следующие:
- отсутствие полного государственного реестра недвижимости, его формирование еще продолжается. Указанное, в частности, не позволяет произвести полное разграничение собственности и реализовать контрольные мероприятия в отношении реальных денежных потоков на рынке недвижимости, провести исследование эффективности использования объектов недвижимости, спрогнозировать объемы поступлений от оборота недвижимости в федеральный бюджет;
- отсутствие эффективной системы оценки недвижимого имущества на рыночных условиях, что ведет к распространению коррупции в области управления государственным недвижимым имуществом и занижению стоимости аренды государственного недвижимого имущества;
- отсутствие системного управления рынком недвижимости, поскольку полномочия в указанной сфере распределены между разными органами публичного управления, функционирующими самостоятельно и др.