Технологии взаимодействия с органами власти (GR) – это вид взаимодействия с органами государственной власти, осуществляемый специализированными сотрудниками крупнейших коммерческих структур с целью сопровождения их деятельности в политической среде.
Сущность GR-деятельности и ее направления
GR-деятельность представляет собой вид взаимодействия с органами государственной власти, осуществляемый для обеспечения политического статуса крупных коммерческих структур. В качестве классических объектов Government Relations выступает законодательная и исполнительная власть. Некоторые специалисты отмечают, что в текущий момент и судебная власть также может выступать объектом воздействия. Объект для Government Relations выбирается исходя из характера поставленных задач и круга решаемых вопросов, отнесенных к компетенции того или иного органа государственной и муниципальной власти.
Компании осуществляют преимущественно следующие основные направления GR-деятельности:
- во-первых, оказание воздействия на управленческие решения, принимаемые органами государственного и муниципального управления. Примером таких воздействий может быть внесение поправок в законодательство, получение различных преференций, налоговых льгот и так далее;
- во-вторых, получение паблисити посредством контактирования с органами государственной и муниципальной власти. Интерес высших лиц государства к деятельности той или иной компании способствует росту внимания средств массовой информации и медийных лиц к деятельности компании, что обеспечивает ее рекламу;
- в-третьих, получение государственных и муниципальных заказов, оказание поддержки компании в тендерах по государственным и муниципальным заказам.
Также в качестве отдельного направления деятельности можно рассматривать конкурентную борьбу. Здесь речь идет о том, что с помощью государственных и муниципальных органов власти компании могут вытеснять конкурентов с рынка.
GR-деятельность напрямую связана с лоббизмом. Легальность лоббистской деятельности повышает прозрачность GR-деятельности. Например, в Соединенных Штатах Америки лоббизм признан законодательством, активно исследуются расходы американских компаний на продвижение своих идей и интересов в органах власти.
Отличия GR-деятельности и лоббизма
Несмотря на наличие сходных черт, GR-деятельность и лоббизм имеют значительные отличия. Лоббизм представляет собой технологию, обеспечивающую продвижение интересов организации в органах государственной и муниципальной власти, в то время как GR-деятельность выступает в качестве составной части общей структуры управления организацией и решает более широкие задачи по сравнению с задачами лоббизма.
При этом как лоббизм, так и GR-деятельность являются элементами коммуникационного управления.
GR-деятельность продвигает интересы компании через любые властные структуры, а не только через органы государственной и муниципальной власти. Лоббизм обеспечивает продвижение интересов компании именно через органы государственного и муниципального управления посредством воздействия на законодательство и иные инструменты власти. В качестве заказчиков лоббизма и GR-деятельности выступают представители крупного бизнеса, отраслевые ассоциации, особенно необходимые иностранным компаниям, нуждающимся в сопровождении их деятельности на непривычной территории, зачастую враждебной.
Современная ситуация в обществе характеризуется монополизацией каналов коммуникации. Власти обеспечивают принятие управленческих решений, основываясь на собственном видении той или иной ситуации, которая зачастую представляет собой одностороннюю оценку. Диалог бизнеса и власти призван преодолеть эту односторонность, обеспечить устранение непонимания, сформировать устраивающие обе стороны решения.
Классификация GR-деятельности
GR-деятельность классифицируется по нескольким признакам, к числу которых можно отнести:
- во-первых, характер деятельности. В соответствии с этим критерием GR-деятельность может носить институциональный или стратегический, а также персональный или тактический характер. Институциональная GR-деятельность подразумевает осуществление системной работы и планирования мероприятий на будущее. Персональная GR-деятельность преимущественно использует тактические методы и приемы решения проблем;
- во-вторых, масштаб. По этому критерию GR-деятельность делится на корпоративную и отраслевую. Корпоративная GR-деятельность призвана обеспечивать продвижение интересов конкретных бизнес-структур в определенных регионах. Характер этой деятельности является целевым и тактическим. Отраслевая GR-деятельность обеспечивает продвижение интересов отдельной отрасли за счет оказания влияния на законодательную и исполнительную власть высшего уровня;
- в-третьих, степень алармизма. В соответствии с этим критерием GR-деятельность делится на антикризисную и регулярную. Первый вид реализуется в условиях кризисной ситуации, зачастую под влиянием непредвиденных факторов; второй вид осуществляется на регулярной основе как раз затем, чтобы избежать кризисной ситуации;
- в-четвертых, степень прозрачности. В соответствии с этим критерием GR-деятельность делится на цивилизованную или транспорентную и нецивилизованную или нетранспорентную.