Технологии аттестации и оценки персонала государственной службы – это система реализуемых в соответствии с требованиями федерального законодательства кадровых технологий по организации и реализации государственной службы в стране с целью отбора специалистов для замещения должностей государственной службы, оценки их профессиональной деятельности, обеспечения профессионального развития и пр.
Значение технологий аттестации и оценки персонала государственной службы
Вопросы кадрового управления сегодня играют важнейшую роль в обеспечении эффективности деятельности организаций. Это в полной мере распространяется и на систему государственной службы, которая стремится за счет повышения эффективности деятельности каждого служащего обеспечить повышение эффективности осуществления функций и задач публичного управления.
При этом цель повышения эффективности функционирования механизма публичного управления требует не столько принятия точечных управленческих решений по кадрам, сколько разработки и реализации кадровых технологий, способных решать задачи кадрового управления в системе государственной власти в долгосрочной перспективе за счет совершенствования научно-обоснованных и методологически обеспеченных инструментов и методов кадровой работы.
Так, наиболее востребованные кадровые технологии в системе государственной службы не только позволяют решать стратегические и текущие задачи управления, но и воспроизводить наиболее эффективные практики управления, в частности это:
- организация конкурсного отбора и аттестации лиц, замещающих должности государственной службы;
- формирование кадрового резерва;
- профессиональное развитие лиц, замещающих должности государственной службы.
Использование кадровых технологий аттестации и оценки персонала государственной службы позволяет решить следующие задачи:
- обеспечить воздействие на систему кадровых отношений для обеспечения должностных лиц и органов государственного управления персоналом, необходимым для замещения должностей в соответствии со штатной численностью, обладающим специальными знаниями, навыками и умениями, деловыми качествами и моральными нравственными характеристиками для эффективной реализации возложенных обязанностей;
- рациональное использование имеющегося кадрового состава и кадрового резерва для оперативного замещения должностей в системе государственного управления без потери качества управления;
- обеспечение накопления и передачи профессионального опыта в системе государственного управления.
Правовое регулирование технологий аттестации и оценки персонала государственной службы
Поскольку персонал государственной службы решает важнейшие задачи публичного управления, организация и функционирования системы государственной службы подлежит регламентации в специальном законодательстве и соответствующих подзаконных нормативно-правовых актах. Это касается и используемых в системе государственной службы кадровых технологий, в том числе технологий аттестации и оценки профессионализма персонала государственной службы.
Это, с одной стороны, позволяет систематизировать процессы отбора и оценки профессиональных качеств лиц, замещающих должности государственной службы, предотвращая злоупотребления в указанной сфере, а, с другой стороны, затрудняет введение новых инструментов и процедур оценки профессиональных качеств как при поступлении на государственную службу, так и при ее осуществлении.
Содержание технологий аттестации и оценки персонала государственной службы
Прием лица на должность государственной службы и дальнейшее продвижение его в рамках профессионального и карьерного развития предполагает использование для оценки его профессиональных качеств конкурсных и аттестационных технологий.
Так, для определения профессионального уровня при приеме на государственную службу претендентов на должности производится оценка профессиональных качеств и соответствия таких качеств требованиям к должности.
Однако очевидно, что подтверждение уровня профессионального развития персонала государственной службы требования к должностям должно проводиться не только на этапе отбора, но и в последующем – при осуществлении государственной службы. Для оценки профессиональных качеств лиц, замещающих должности государственной службы, используются кадровые аттестационные и экзаменационные технологии.
Оценка профессиональных качеств лица, замещающего должность государственной службы, проводится один раз в три года. В установленных законом случаях аттестация проводится во внеочередном порядке, например, когда необходимо принять управленческие решения относительно сокращения должностей персонала государственной службы или об изменении заработной платы персонала государственной службы.
В соответствии с действующим законодательством при проведении оценки профессиональных качеств персонала государственной службы в рамках аттестации в государственном органе формируется специальная комиссия, в состав которой входят представитель нанимателя и уполномоченные им лица, в том числе представители кадровой службы государственного органа, а также независимые эксперты в соответствующей сфере публичного управления. Это могут быть представители научных, образовательных и других учреждений, которые обладает необходимыми специальными знаниями в соответствующем виде профессиональной деятельности, а также специалисты по кадровым вопросам и гражданской службе.
По итогам оценочной деятельности в рамках аттестации персонала государственной службы для установления уровня профессионального развития служащего принимается одно из следующих решений:
- о соответствии служащего должности;
- о соответствии служащего должности и возможности занять более высокую должность, для чего служащий включается в резерв;
- о соответствии служащего замещаемой должности при указании на необходимость дальнейшего профессионального развития в рамках дополнительного образования;
- о несоответствии служащего занимаемой должности.