История развития и значение связей с общественностью в органах власти
Связи с общественностью в органах власти – это одно из направлений публичного управления, опосредующее формирование общественного мнения относительно управленческих вопросов, в том числе социально-экономических преобразований внутри страны, взаимоотношений с иностранными государствами и пр., находящихся в ведении соответствующего органа, сбор и обработку общественного мнения по управленческим вопросам, а также создание положительного имиджа должностного лица, органа и государства в целом.
Прототип связей с общественностью органов публичного управления сформировался еще в Советском государстве. Однако такая деятельность носила довольно ограниченный характер и обусловливалась двумя факторами:
- необходимостью укрепления в сознании населения коммунистической (социалистической) идеологии;
- необходимостью контроля развивающихся в стране масс-медиа.
При этом связи с общественностью не существовали как самостоятельный институт, отдельные функции по связям с общественностью реализовывались партийными чиновниками, как на местном уровне, так и в органах центральной власти.
С 70-х гг. прошлого века в органах публичного управления начинают формироваться специальные службы по связям с общественностью (пресс-службы). Фактически это первые самостоятельные институты, позволившие органам публичного управления налаживать каналы связи с обществом. При этом такие отделы полностью контролировались партийным руководством.
Пресс-службы органов публичного управления решали следующие практические задачи:
- доведение до сведения общественности в рамках согласованных с партийным руководством информации относительно деятельности конкретного должностного лица и органа публичного управления;
- доведение до сведения общественности информации относительно актов нормотворчества, принятых должностным лицом или органом публичного управления.
Таким образом, действовавшие в рассматриваемый период самостоятельные отделы по связям с общественностью позволили населению ознакомиться, хоть и в усеченном виде, с функционированием системы публичного управления.
Демократические преобразования, произошедшие в обществе и государстве, провозглашение строительства правового государства и гражданского общества, изменили характер взаимоотношений должностных лиц и органов публичного управления с населением. Возникновение самостоятельного института по связям с общественностью органов государственной власти стало необходимым следствием произошедших в обществе и государстве демократических перемен.
Кроме того, на становление связей с общественностью органов власти повлияла и происходящая в мире научно-техническая революция. Информатизация всех сфер общественной жизни поставила перед системой публичного управления требования открытости и прозрачности их функционирования.
В современном обществе самостоятельные институты по связям с общественностью в органах власти решают следующие задачи:
- сбор и аналитика общественного мнения по вопросам публичного управления;
- отделы по связям с общественностью в органах власти, осуществляя сбор и аналитику общественного мнения, способствуют оптимизации публичного управления;
- формирование позитивного имиджа должностного лица или органа публичного управления и, соответственно, позитивный имидж государственной власти в целом;
- формирование у общественности лояльного отношения по вопросам публичного управления и др.
Таким образом, стратегической функцией отделов по связям с общественностью органов власти является реализация принципов демократического управления и гражданского общества, а именно гласности, открытости, прозрачности процессов публичного управления, их действий по реализации управленческих функций и принятию управленческих актов.
Использование технологий по связям с общественностью должно вести к созданию открытого, доступного механизма публичного управления на всех уровнях власти.
Функции связей с общественностью в органах власти
Стратегические цели функционирования институтов по связям с общественностью в органах власти можно определить следующим образом:
- обеспечение гласности, открытости, доступности и прозрачности деятельности системы публичного управления;
- налаживание эффективных каналов связи между должностными лицами и органами публичного управления и населением.
Достижение названных целей обеспечивается реализацией программ, в составе которых можно выделить следующие элементы:
- доведение до сведения общественности информации относительно деятельности должностного лица или органа публичного управления;
- вовлечение населения в реализацию государственных программ;
- формирование лояльного отношения к выбранным органами публичного управления стратегиям и программам социально-экономического развития и пр.
Основные направления функционирования связей с общественностью в органах власти на современном этапе – это:
- обеспечение демократизации процессов публичного управления;
- поддержка процессов становления институтов гражданского общества, в том числе посредством налаживания и расширения каналов связи с населением;
- оперативное разъяснение населению принимаемых публично-правовых решений;
- исследование и обработка общественного мнения относительно принятых управленческих решений и иных действий, осуществляемых должностными лицами и органами публичного управления при реализации полномочий;
- прогнозирование общественных процессов для целей выработки эффективных управленческих решений;
- создание положительного образа конкретного должностного лица или органа публичного управления и государства в целом, как внутри страны, так и на международной арене.
Деятельность институтов по связям с общественностью в органах власти также должна строиться на принципах законности, открытости, оперативности, разумности, системности и т. д.