Связь земельного права и государственного и муниципального управления – это взаимодействие указанной отрасли права и органов муниципального и государственного управления, осуществляемое в процессе использования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Сущность земельного права
Земельное право представляет собой правовую отрасль, содержащую в себе систему юридических норм, призванных обеспечивать регулирование общественных отношений, возникающих в связи с рациональным использованием и охраной земель, охраной прав землепользователей и землевладельцев.
Земельное право представляет собой отрасль права, призванную осуществлять регулирование использования и охраны земельных ресурсов. Предметом земельного права выступает общественные земельные отношения, складывающиеся и меняющиеся под воздействием волеизъявления и намерений населения и органов государственного и муниципального управления.
Земельное право регулирует общественные отношения по поводу земли, по отношению к которой устанавливается определенный правовой режим, учитывающий выполняемые социальные, хозяйственные, иные функции. Земля представляет собой ограниченный территориальный базис, выступающий в качестве месторасположения, размещения населения, жилья, производства, автомобильных и железных дорог, других сооружений.
Земля в качестве объекта земельного права выполняет две функции:
- во-первых, социальную функцию, суть которой состоит в участии земли наравне с другими природными ресурсами в формирование основы жизнедеятельности населения, которое проживает на определенной территории;
- во-вторых, экологическую функцию, суть которой состоит в выступлении земли в качестве средства жизнеобеспечения разнообразных организмов, растений, неотъемлемой части общеглобальной экологической системы.
Земля – это самостоятельный объект права собственности, вещных прав государства, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, физических лиц. Земля является незаменимым средством производства в лесном и сельском хозяйстве.
В качестве объекта хозяйствования земля вовлечена помимо земельных отношений, в отношения, регулируемые гражданским, лесными, аграрным, трудовым и иным правом.
В качестве предмета земельного права рассматривается совокупность земельных отношений, включающая в себя отношения:
- возникающие по поводу собственности, вещных и иных прав физических и юридических лиц;
- возникающие при осуществлении органами государственного и муниципального управления земельного учета, регистрационных действий, ведения земельного кадастра, землеустройства, земельного мониторинга и так далее;
- возникающие в связи с заключением различных сделок с земельными участками;
- земельно-процессуальные;
- возникающие в связи с консервацией и деградацией земель;
- возникающие при восстановлении и улучшении земель, их охране от эрозии и так далее;
- связанные с возникновением юридической ответственности за правонарушения в сфере земельных отношений.
Характеристика взаимосвязи государственного и муниципального управления и земельного права
Прямой связью государственного и муниципального управления и земельного права выступает состав субъектов земельных отношений, к числу которых относится государство в лице Российской Федерации и ее субъектов, а также муниципальные образования.
Органы государственного и муниципального управления могут выступать в качестве собственников земельных участков, осуществлять землепользование, землевладение, обладать правом сервитута, выступать в качестве правообладателей земельных участков.
Кроме того, органам государственного и муниципального управления принадлежит значимое право использования юридических норм земельного права при определении возможности того или иного использования земельных ресурсов. Органы государственного и муниципального управления выступают в качестве регулятора земельных отношений, реализуют по отношению к нему контрольно-надзорную функцию, разрешительную функцию и так далее.
Органы государственного и муниципального управления осуществляют общее управление общественными земельными отношениями, решая вопросы собственности в отношении земельных участков, предоставления государственных и муниципальных земель в пользование, определяя порядок организации рационального применения и охраны земель.
Органы государственного управления осуществляют государственное земельное управление, являющееся предметом совместного ведения Российской Федерации и регионов. Органы государственного земельного управления действуют на двух уровнях государственной власти: федеральном и региональном, формируя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации в части земельных отношений. Помимо этого, государственное земельное управление осуществляется на местном уровне при условии делегирования части государственных полномочий органам муниципального управления в отношении регулирования земельных отношений.
Органы муниципального управления наделяются правом регулирования земельных отношений в соответствии с российской Конституцией, которая допускает делегирование части государственных полномочий местной власти. Собственная компетенция муниципального управления в части регулирования земельных отношений состоит в формировании специальных служб и органов, ответственных за принятие решений в отношении муниципальных земельных участков. На органы муниципального управления возложена обязанность обеспечения выбора земельного участка в отношении заявлений граждан и юридических лиц, обращений органов государственной власти. Также на органы муниципального управления возложена обязанность информирования граждан о возможности предоставления земельных участков.