Экономическая деятельность – это осуществляемая в рамках установленных законом деятельность хозяйствующих субъектов по использованию ресурсов, в том числе оборудования, технологий, сырья, материалов, человеческих ресурсов, информационных ресурсов и иных видов ресурсов для производства продукции (выполнения работы, оказания услуги) с целью получения прибыли.
Значение связи административного права с экономической деятельностью
В отечественной правовой и экономической теории вопрос об использовании административно-правовых методов для регулирования экономических отношений является дискуссионным, дискуссионным является и вопрос степени вмешательства государства в экономические процессы. Проблема использования административно-правовых методов регулирования в экономической сфере актуальна еще и потому, что Россия находится сегодня в поиске методов и инструментов, способных обеспечить эффективное использование государственных ресурсов для формирования благоприятной среды для социально-экономического развития, в том числе за счет инновационного обновления экономики.
В современной России с момента распада Советского государства осуществляется поиск идеальной модели управляющего воздействия на экономические отношения, допустимой степени вмешательства в деятельность экономических субъектов, а также решается вопрос о возможности участия государства в экономических отношениях в качестве самостоятельного субъекта. При этом взгляды на роль государства в управлении экономикой неоднократно менялись:
- В период перестройки господствовавшей в теории и практике публичного управления позицией была позиция в о недопустимости вмешательства государства в экономические отношения. Государство должно лишь определять допустимые границы поведения хозяйствующих субъектов и осуществлять вмешательство в экономические отношения в том случае, когда этого требует защита интересов государства и общества. Названная позиция в полной мере соответствовала провозглашенным целям государственного и общественного переустройства, в том числе приватизации и стимулированию развития предпринимательства.
В современных условиях все чаще руководство государства отмечает необходимость активного регулирования экономических отношений со стороны государства, в том числе посредством:
- обеспечения рыночной инфраструктуры;
- поддержки приоритетных для развития отечественной экономики отраслей;
- поддержки предпринимательской инициативы, а также активного участия государства в качестве самостоятельного субъекта в экономических отношениях.
Глава государства в послании к парламенту в качестве одной из ключевых задач национальной политики назвал разработку и принятие технологического законодательного пакета, который позволит использовать гибкие экспериментальные правовые инструменты для разработки и внедрения новых технологий, а также обеспечит регулирование оборота больших данных.
В теории отмечается, что усиление роли государства в регулировании экономических отношений – это общемировая практика, поскольку бурное развитие информационных технологий, необходимость поддержки инновационного обновления отдельных отраслей экономики, необходимость преодоления экологической проблемы и обеспечение здоровой конкуренции требуют разработки и реализации мероприятий управленческого воздействия со стороны государства на экономические отношения, в том числе и за счет использования административных инструментов правового регулирования.
Основные направления административно-правового регулирования экономической деятельности
Прежде всего необходимо отметить, что современное российское государство находится в поиске:
- эффективной модели правового регулирования экономических процессов;
- определения границ вмешательства государства в экономические процессы посредством использования административно-правовых инструментов;
- путей повышения эффективности правового обеспечения управленческих процессов, в том числе и в экономике.
В качестве приоритетных направлений формирования новой модели управления экономическими процессами можно выделить:
- формирование институциональных предпосылок для прогрессивного развития отечественной экономики, в том числе с учетом сложной внешнеполитической ситуации;
- выработка рациональных подходов к преобразованию отношений собственности и установлению роли государственной собственности в общественном производстве;
- определение наиболее эффективных инструментов реструктуризации промышленности и др.
В соответствии с указом главы государства о национальных целях и стратегических задачах развития страны в число национальных целей развития входят:
- увеличение темпов технологического развития страны;
- увеличение числа организаций, которые разрабатывают и внедряют технологические инновации и др.
Для обеспечения реализации указа главы государства федеральным правительством разрабатываются основные направления собственной деятельности, в том числе по обеспечению научно-технологического прогресса и социально-экономического развития страны. На государство возлагается задача по стимулированию развития отраслей высоких технологий.
Не отрицая значимости административного регулирования экономических процессов, необходимо признать, что государство должно обеспечивать баланс административно-правового и гражданского регулирования экономических отношений, поскольку в демократическом государстве хозяйствующим субъектом гарантируются свобода в определении прав и обязанностей на договорных условиях, свобода реализации не запрещенных законом видов экономической деятельности, равенство хозяйствующих субъектов и др. Экономическая свобода экономических субъектов предполагает:
- единство экономического пространства;
- свободное перемещение продуктов, в том числе товаров, работ, услуг, финансовых ресурсов;
- поддержка конкуренции и противодействие монополизации рынка, отдельных его секторов;
- признание всех форм собственности, в том числе и государственной.