Теоретические основы государственного управления – это достижения науки государственного управления, выражающиеся в методологическом обеспечении процесса регулирования отношений между ветвями власти, а также властью и объектами ее воздействия государства на территории государства и за ее пределами.
Теория государственного управления как наука
Государственное управление представляет собой не только сферу практической деятельности по управлению государством и его развитием, но и область юридических знаний, базирующихся на общих теориях управления и специфических концепциях.
Теория государственного управления несмотря на глубину и многоплановость теоретических исследований в этой сфере получила свое самостоятельное развитие в относительно недавнем времени.
Вопросы государственного управления рассматривались еще учеными Античности, Средневековья, Нового времени, однако государственное управление как область знаний выделилось сравнительно недавно.
Первые теоретические положения государственного управления были заложены в XVIII веке австрийскими и немецкими учеными, читавшими в университетах курсы камеральных наук. Камералистика исследовала структуру административных служб, изыскивая способы и пути улучшения их функционирования, особенно в вопросах пополнения государственного бюджета. Камералистика требовала четкой регламентации функционирования государственных органов, специализации их труда и установления фиксированного жалования.
Конец XIX века ознаменовался упадком камеральных наук и способствовал бурному развитию политической науки и теории государственного управления, которые получили развитие в Соединенных Штатах Америки.
Основоположником теории государственного управления выступил 28 американский президент Вудро Вильсон. Именно он обосновал государственное управление как самостоятельную научную дисциплину. По его мнению, это наука была направлена на изучение органов государственного управления в целом.
Вудро Вильсон ввел понимание различий политики и государственного управления. Он обозначил необходимость изучения деятельности государственных учреждений и занятых в них людей. По мнению Вудро Вильсона, смена политической власти не должна оказывать воздействие на функционирование административного государственного аппарата. Наука государственного управления призвана обеспечивать помощь государственной администрации в выполнении ее задач и достижении целей.
Дальнейший вклад в развитие учения и теории государственного управления и политической составляющей властям было предложен Максом Вебером. В основе идеального государственного управления, по Веберу, находились принципы бюрократической иерархии. Государственные служащие должны были действовать исходя из единых управленческих принципов по отношению к конкретным ситуациям.
Этими мыслителями был внесен существенный вклад в развитие теории государственного управления. Фактически они определили предмет теории и парадигму его исследования на длительное время.
Впоследствии к изучению теоретических основ государственного управления обращались различные ученые, немало сделавшие для ее развития.
Новое государственное управление как основная концепция развития теории государственного управления
Концепция нового государственного управления появилась в конце XX века. В соответствии с этой концепцией в систему государственного управления вошел такой инструмент как стратегическое планирование, в основе которого находятся различные государственные программы. По мнению многих специалистов, в основе успешного развития теоретических основ государственного управления находится выработка и реализация согласованной политики, призванной обеспечить рост уровня и качества жизни граждан. Государственное администрирование в соответствии с новой парадигмой управления подлежит замене государственным менеджментом. Это выражается в уходе общества от традиционного подхода организационного характера к реальным процессам управления, основанным на аналитических исследованиях и практике реализации конкретных программ.
В основе современной системы государственного управления теоретики видят процесс бюджетирования, нацеленный на результаты. Государство призвано функционировать подобно крупным корпорациям. Оно имеет бюджет, характеризуется определенными доходами и расходами, в качестве его акционеров выступает население, которое также выполняет роль клиентов. Население заинтересовано в получении государственных услуг на условиях минимальной стоимости и доступности. Государство, действующее как крупная корпорация, с одной стороны, должно стремиться к достижению удовлетворения его собственниками, то есть населением, а, с другой стороны, к получению больших доходов за счет совершенствования технологий управления и роста качества государственных услуг, оказываемых гражданам. В основе государственного управления теоретики прогнозируют появление предпринимательского начала.
Политическая составляющая государственного управления должна смениться договорным характером отношений государства и населения. Это будет способствовать закреплению роли политических институтов и доверия граждан к политическому курсу государства.
Управление государством в будущем рассматривается в качестве системы кооперации общественных, государственных, частных и иных структур, призванных обеспечивать удовлетворение потребностей общества и решение общественных проблем.
Государство в этом случае выступает в качестве инициатора сотрудничества, вступая в партнерские отношения с обществом. В будущем теории государственного управления государство отказывается от доминирующей и властной роли. Новый тип государственного управления основан на сетевых структурах взаимодействия различных общественных и государственных институтов.