Характеристика субъекта муниципального управления
Под субъектом муниципального управления понимается совокупность муниципальных служащих, объединенная официальным статусом с целью выполнения определенных функций муниципального управления.
Субъекты муниципального управления характеризуются сложностью организационной структуры.
Правовой статус субъекта муниципального управления характеризуется следующими положениями:
- отделенностью от государства (муниципальные органы власти не включаются в систему государственной власти);
- общностью статуса, принципов функционирования и форм на территории государства;
- возможностью вступления в административно-правовые и иные отношения в процессе реализации собственных полномочий;
- возможностью наделения некоторыми государственными полномочиями на территории муниципального образования;
- наличием права самостоятельного решения вопросов местного значения;
- наличие пава управления муниципальным имуществом и ресурсами;
- общностью принципов и конституционных гарантий муниципального управления, не допустимых к ограничению государственной властью.
Субъекты муниципального управления включают в свой состав следующие органы власти.
Представительный орган, занимающий ведущее место в системе муниципального управления. В зависимости от содержания Устава муниципального образования такой орган может именоваться думой, собранием или советом и так далее. Формирование данного органа осуществляется населением в ходе прямого тайного волеизъявления путем выборов. Фактически формирование представительного органа муниципальной власти является формой реализации населением права на местное самоуправление.
Таким образом население наделяет данный орган полномочиями по решению вопросов местного значения.
На число представителей населения, входящих в состав представительного органа муниципального управления, влияет численность населения муниципального образования и требования федерального законодательства.
В структуру представительного органа муниципального управления входят:
- во-первых, его председатель, избираемый его членами из собственного числа;
- во-вторых, заместитель или заместители председателя;
- в-третьих, собственно члены представительного органа;
- в-четвертых, постоянные или временные комитеты и комиссии.
Принятие решение представительным органом осуществляется коллегиально.
Главное должностное лицо – глава муниципального образования, возглавляющая всю систему муниципального управления. Замещение должности главы муниципального образования может осуществляться одним из трех способов:
- во-первых, посредством прямого избрания населением;
- во-вторых, посредством избрания членами представительного органа муниципального управления из собственного числа;
- в-третьих, посредством найма на конкурсной основе.
Полномочия главы муниципального управления определяются его компетенцией по решению вопросов местного значения, выполнением оперативно-распорядительных функций, подотчетностью населению и представительному органу муниципального управления.
Исполнительный орган, реализующий оперативно-распорядительные функции (администрация муниципального образования), то есть осуществляющий практическую реализацию муниципального управления – претворение в жизнь решение представительного органа.
Исполнительные органы не имеют конституционного статуса, их наличие закреплено нормативными актами регионального уровня, согласно которым они наделены значительным объемом полномочий по вопросам местного значения.
В структуру исполнительного органа муниципального управления входят:
- во-первых, глава муниципального образования;
- во-вторых, заместители главы;
- в-третьих, отраслевые и иные структурные подразделения, реализующие управленческие функции в пределах своей компетенции – департаменты, комитеты, управления, отделы и прочее. Состав таких подразделений зависит от величины муниципального образования и его Устава.
Характеристика объекта муниципального управления
Объект муниципального управления – муниципальное образование, включающее в себя следующие компоненты:
- во-первых, население муниципального образования (городское, сельское, нескольких поселений и так далее);
- во-вторых, природно-географическую среду муниципального образования, требующую управления природными ресурсами и защиты окружающей среды;
- в-третьих, поселениеобразующую базу, представляющую собой совокупность хозяйствующих субъектов, обеспечивающих население муниципального образования работой и средствами к существованию. Данный вид базы можно разделить на несколько типов: промышленный тип, включающий крупные хозяйствующие субъекты, действующие на территории муниципального образования; сельскохозяйственный тип, включающий предприятия, занятые производством и переработкой продукции сельского хозяйства; научно-образовательный тип, включающий научные и образовательные учреждения; транспортный тип, образованный транспортными узлами; рекреационный тип, определяемые совокупностью природно-климатических условий;
- в-четвертых, жизнеобеспечивающую систему, представляющую собой совокупность жилой и нежилой недвижимости, а также коммуникаций, необходимых для ее нормального функционирования. Данная система включает в свой состав всех хозяйствующих субъектов, призванных обеспечивать удовлетворение различных потребностей населения (жилищно-коммунальное хозяйство, предприятия сферы бытового обслуживания и так далее).
Муниципальное образование как субъект муниципального управления характеризуется сложностью системы, включающей вышеперечисленные элементы. Задача муниципального управления состоит в обеспечении их слаженного и эффективного функционирования.