Субъектно-объектные отношения в государственном управлении – это процесс взаимодействия в ходе реализации управленческого процесса государственной власти, выступающей в качестве субъекта управления, и общества, представляющего собой объект управления.
Сущность субъектно-объектных отношений в государственном управлении
Государственное управление как управленческий процесс представляет собой активный процесс субъектно-объектных отношений. Субъектно-объектные отношения обеспечивают раскрытие существенных моментов механизма государственного управления, формулируют и реализовывают критерии соответствия управленческой стратегии и тактики государственного управления, оценивают их реальную результативность.
Субъектно-объектные отношения в системе государственного управления предполагают исследование следующих методологических вопросов:
- во-первых, характера взаимоотношений субъекта и объекта управления;
- во-вторых, способов выявления и оценки результатов управленческих действий.
В первом случае речь идет о возможно восприятии субъекта и объекта управления в качестве абсолютных противоположностей, не предусматривающих переход субъекта в объект и обратно. В политическом смысле это подразумевает исключение возможности соучастия субъекта в лице общества в управлении им. Такая позиция является авторитарной и недемократичной. Однако противоположная точка зрения также ошибочна. Нельзя приравнивать между собой субъект и объект государственного управления. Массовость общественного управления размывает границы государственной власти и не обеспечивает эффективного управленческого процесса. Исследование субъектно-объектных отношений в государственном управлении подразумевает четкое разграничение понятий субъекты и объекты государственного управления, особенно в условиях децентрализации и диффузности государственного управления.
Государственное управление как практическая деятельность неразрывно связана с познанием управляемого объекта. С абстрактно-теоретической точки зрения государственное управление можно представить в виде единства объективации управляющего субъекта, с одной стороны, и субъективации управляемого объекта, с другой стороны.
Объективация управляющего субъекта носит двоякий характер:
- во-первых, познающего субъекта;
- во-вторых, воплощающего субъекта.
Деятельности управляющего субъекта характеризуется достигнутыми на выходе показателями. Процесс управления оказывает влияние не только на объект управления, но и на субъект. Помимо этого изменение происходит во внешней среде, в отношении государственного управления речь идет о социальной, политической, экономической и иных ситуациях. Рациональное государственное управление подразумевает проведение постоянного анализа поведения управляемого объекта, оценки его реакции на воздействие государственной власти, динамику среды и так далее.
Субъект государственного управления должен четко представлять свои цели и намерения и оценивать их соответствие ожиданиям и интересам управляемого общества. Государственная власть должна быть информирована относительно позитивного или негативного отношения общества к программам и практическим действиям органов государственной власти при реализации государственного управления. Такая информированность обеспечивает возможность внесения соответствующих корректировок в программы, акцентирование внимания на определенных действиях, вызывающих недоверие, отторжение или иное непонимание управляемого общества.
Объектом государственного управления могут выступать и органы государственной власти. Однако модель поведения управляющего субъекта в этом случае не подлежит принципиальному изменению. Изменения касаются чаще всего целей, программ и методов управленческих воздействий, а также ожидаемых объективных результатов этих действий, обратных субъективных связей, выражающихся в реакции управляемого объекта.
Сущность противоречий и конфликтов субъектно-объектных отношений государственного управления
Субъектно-объектные отношения государственного управления характеризуются закономерным наличием противоречий и конфликтов. В их основе находятся объективные и субъективные причины, включая обусловленные процессами объективации субъекта управления и субъективации объекта управления. Воплощение общественных интересов в определенных планах и проектах государственного управления носит ограниченный характер со стороны степени их понимания, обеспеченности ресурсами и так далее. Для любого государственного решения, особенно принимаемого в условиях кризисной ситуации, не характерно полное соответствие социальным ожиданиям населения в целом или в отдельных его частях. Как следствие, такое несоответствие распространяется и на политические позиции органов власти.
Общегосударственные интересы, выражающиеся в управленческих решениях, не могут в полной мере соответствовать интересам отдельных слоев общества. Общее и отдельное неизбежно вступает в противоречие, что требует использования субъектом управления правовых норм, носящих обязательный для исполнения характер.
Помимо этого, причина противоречий может состоять в несоответствии консервативного состояния объективизированного субъекта управления динамическому состоянию управляемого субъекта. Например, правовые нормы, носящие объективный характер, способствуют реализации своего функционального назначения только в том случае, если они носят стабильный характер. Противоречия проявляются в оппозиционности поведения управляемого субъекта. Склонность общества к самоуправлению не состыкуется с требованиями рациональной системы управления, не воспринимает административно-принудительные методы воздействия, не воспринимает легитимность статуса управляющего субъекта и так далее.
Стратегические органы государственной власти ориентированы на обеспечение интеграции своих действий с активностью общества и его отдельных групп, гражданских институтов. Государственная власть стремится к использованию общественного самоуправления в системе государственного управления.