Структура органов исполнительной власти РФ – это перечень органов федерального уровня власти исполнительного назначения, призванных обеспечивать практическую реализацию государственной политики в разрезе отдельных ее направлений.
Общая характеристика назначения и структуры органов исполнительной власти Российской Федерации
Утверждение структуры органов исполнительной власти Российской Федерации осуществляется российским Президентом в соответствии с предложением главы Правительства России согласно положениям российской Конституции. Структура органов федеральной власти исполнительного характера утверждается при каждой смене Правительства. Законодательство допускает изменение структуры органов исполнительной власти федерального уровня также и в период работы одного правительство.
На органы исполнительной власти РФ возлагается обязанность практической реализации государственного управления на территорией страны.
Совокупность органов исполнительной власти можно разделить на:
- федеральные министерства;
- федеральные службы;
- федеральные агентства.
Во главе исполнительной власти находится Правительство Российской Федерации и Президент Российской Федерации.
Структура органов исполнительной власти Российской Федерации подразумевает выделение их следующих видов:
- во-первых, общей компетенции, к числу которых относится Правительство и Президент Российской Федерации;
- во-вторых, специальной компетенции, предусматривающей функционирование по отраслевым принципам, к примеру, министерство иностранных дел, обороны, экономического развития и так далее.
Федеральное министерство – это орган федерального уровня исполнительного характера, осуществляющий выработку политики государства и нормативно-правовое регулирование в соответствии со своей компетенцией и сферой деятельности. Во главе федеральных министерств находятся федеральные министры, включаемые в состав российского Правительства. Назначение федеральных министров осуществляется российским Президентом. Федеральные министерства призваны реализовать следующие функции: координировать и контролировать деятельность федеральных служб и агентств, управлять находящимися в подчинении государственными учреждениями, выступать в качестве главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предназначенных для финансирования деятельности, организовывать профессиональную переподготовку и подготовку государственных служащих, взаимодействие с другими органами государственной власти и так далее.
Федеральная служба – это орган исполнительной власти федерального уровня, осуществляющий контрольно-надзорную деятельность, реализацию специальных функций в сфере обороны, охраны общегосударственной границы, безопасности, борьбы с преступностью и так далее.
Федеральное агентство – это орган исполнительной власти федерального уровня, осуществляющий реализацию функции оказания государственных услуг, управление имуществом государства, правоприменительных функций. Во главе федерального агентства находится руководитель или директор агентства. Федеральное агентство может наделяться статусом коллегиального органа.
Структура органов исполнительной власти РФ под руководством российского Президента
Под руководством российского Президента находятся следующие органы исполнительной власти:
- в лице министерств Российской Федерации: министерство внутренних дел, министерство дел гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, иностранных дел, обороны, юстиции;
- в лице федеральных служб: по делам СНГ, по военно-техническому сотрудничеству, техническому и экспортному контролю, исполнению наказаний, судебных приставов, фельдъегерская, внешней разведки, безопасности, войск национальной гвардии, охраны, финансового мониторинга; в-третьих, в лице федерального агентства: архивного;
- в лице управлений, в том числе специальных программ и делами российского Президента.
Структура органов исполнительной власти РФ под руководством российского Правительства
Российское Правительство осуществляет руководство следующими органами исполнительной власти Российской Федерации:
- в лице министерств: здравоохранения, культуры, науки и высшего образования, природных ресурсов и экологии, промышленности и торговли, просвещения, по развитию Дальнего Востока и Арктики, сельского хозяйства, спорта, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, труда и социальной защиты, финансов, цифрового развития связи и массовых коммуникаций, экономического развития, энергетики;
- в лице федеральных служб: по надзору в сфере здравоохранения, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по надзору в сфере природопользования, по ветеринарному и фитосанитарному надзору, по надзору в сфере транспорта, по труду и занятости, налоговая, пробирная, по регулированию алкогольного рынка, таможенная, казначейская, по надзору в сфере в связи информационных технологий и массовых коммуникаций, по аккредитации, государственной статистики, по интеллектуальной собственности;
- в лице агентств: водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию, по техническому регулированию и метрологии, по рыболовству, воздушного транспорта, дорожное, железнодорожного транспорта, морского и речного транспорта, по управлению государственным имуществом.
Структура федеральных служб и агентств
Также российское Правительство осуществляет управление различными федеральными службами и федеральными агентствами, регулирующими те или иные направления государственной политики. К числу таких служб относятся: антимонопольная, государственной регистрации, кадастра и картографии, по надзору и защите прав потребителей и благополучия человека, по надзору в сфере науки и образования, по атомному, технологическому и экологическому надзору.
К числу таких агентств относятся агентства по государственным резервам, медико-биологическая, по делам молодежи, по делам национальностей, по туризму.