Сущность индикативного планирования
Под индикативным планированием понимают комплексный подход к осуществлению социально-экономического планирования развития экономической системы. Индикативное планирование отвечает двум основным признакам:
- во-первых, использует систему показателей, выступающих в качестве индикаторов. Под индикатором понимают доступные наблюдению и измерению характеристики исследуемого объекта, которые позволяют формировать мнение относительно иных его характеристик, недоступных непосредственному изучению;
- во-вторых, отличается ориентирующим и информирующим характером индикаторов. Это позволяет системе индикативного планирования отличаться максимальной гибкостью, иметь рекомендательный характер, обеспечивающий информирование системы управления любого субъекта относительно возможного сценария развития экономики.
Индикаторы выступают в качестве центрального понятия в системе индикативного планирования, являясь показателями интегрального характера, количественно отражающими качественные характеристики тех или иных процессов. Индикаторы имеют векторную направленность. Они имеют значимые отличия от стандартных плановых показателей, определяя параметры границ, в рамках которых протекает устойчивое функционирование и развитие экономической системы.
Предельные значения индикаторов обеспечивают определение различного количества промежуточных пороговых значений, имеющих градации в контексте благоприятные, нормальные, неблагоприятные, тревожащие, угрожающие и так далее индикаторы. Индикативное планирование позволяет определять и использовать пороговые значения индикаторов, основное назначение которых состоит в информировании относительно приближения критического состояния управляемого объекта и необходимости изменения стратегии его развития с целью предотвращения критической ситуации и борьбы с угрозами.
Формы индикативного планирования в государственной организации
Индикативное планирование в государственных организациях может осуществляться в различных формах, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, конъюнктурная форма индикативного планирования, включающая в себя систему факторов и условий, оказывающих формально определяющее влияние на социально-экономическую ситуацию;
- во-вторых, структурная форма индикативного планирования, распространяющая плановую деятельность на микро- и мезоуровень национальной экономики. При этой форме основным аспектом индикативного планирования является обеспечение реализации государственной политики структурного характера в отношении регионов, секторов экономики, отраслей. Данная форма подразумевает обеспечение согласованности интересов и планов хозяйствующих субъектов и государства посредством контрактных отношений и иных форм сотрудничества. Возникновение структурной формы индикативного планирования акцентирует внимание на территориальном разряде индикативных планов в рамках селективной структурной политики. В этом случае для воздействия на параметры развивающей системы используются льготные кредиты, налоговые льготы, иные меры государственной поддержки региональных органов власти и частных хозяйствующих субъектов;
- в-третьих, стратегическая форма индикативного планирования, подразумевающая глубокий уровень согласованности интересов субъектов национальной экономики на всех ее уровнях. К числу особенностей данной формы индикативного планирования можно отнести значительную широту временного горизонта индикативных планов и максимальную интеграцию этих планов с общенациональной экономической политикой в долгосрочной перспективе. Стратегическая форма индикативного планирования обеспечивает реализацию его важнейшей функции, состоящей в концентрации и реализации стратегических планов, программ национального развития, национальных проектов и обеспечении сбалансированности экономических процессов.
Характеристика структуры индикативного планирования
Индикативное планирование получает свое практическое воплощение в форме индикативных планов, представляющих собой документы, содержащие систему мероприятий, заданий и экономических показателей, сгруппированных в определенные разделы.
Индикативные планы государственных организаций содержат количественные и качественные показатели. Первые отражают масштабы развития экономических процессов, вторые характеризуют эффективность применяемых ресурсов.
В структурном смысле индикативный план включает в себя следующие разделы:
- оценка исходного состояния проблемы, требующей решения;
- состав макроэкономических показателей или индикаторов, включающий в себя такие показатели как темпы роста и объем валового внутреннего продукта, инвестиции в основной капитал, реальные и номинальные доходы населения, уровень инфляции и так далее;
- показатели социального развития, включающие себя такие показатели как численность трудоспособного населения, численность персонала государственной организации и так далее. Эти показатели позволяют определить демографические и трудовые границы индикативного плана;
- наука и инновационно-технологическое развитие. Данный раздел индикативного плана характеризует затраты организации на проведение научных исследований, внедрения инноваций;
- производство и реализация продукции и услуг. Данный раздел включает в себя структуру производства, задания по выпуску товаров и услуг государственной организации, иные производственные показатели;
- природно-экологическая динамика. Данный раздел индикативного плана учитывает специфику окружающей среды, воздействие государственной организации на эту среду, меры энергосбережения, рационального использования природных ресурсов и так далее;
- внешние взаимодействия. Данный раздел индикативного плана описывает взаимодействие государственной организации с контрагентами, органами государственного управления, органами муниципального управления и так далее.