Стратегии развития крупнейших городов России – это долгосрочные концепции трансформации отношений крупнейших городов центра и периферии, изменения парадигмы расселения населения и размещения видов экономической деятельности, обеспечения реализации конкурентных преимуществ крупнейших городов внутри страны и на международной арене.
Значение стратегии развития крупнейших городов России
В период перестройки, в девяностых годах, органы публичного управления на местном уровне решали задачи преодоления кризиса и фактически рассчитывали на помощь государственного бюджета. На сегодняшний момент, когда муниципальным образованиям переданы широкие полномочия в управлении вопросами местного значения, органы публичного управления местного уровня должны искать возможность реализовывать конкурентные преимущества городской территории для обеспечения прав городского населения, его благосостояния и социально-экономического развития территории. Указанное актуализирует выстраивание эффективной городской политики, установление приоритетных с точки зрения благосостояния населения и социально-экономического развития территории направлений роста, разработку инструментов вовлечения местного населения в процесс развития социально-экономической среды, формирование инновационной городской инфраструктуры и инвестиционной привлекательности города.
В связи с этим значительное число региональных центров и крупнейших городов страны разработали собственные стратегии социально-экономического развития, однако при этом названные документы характеризуются лишь декларацией целей развития без четко проработанного плана достижения таких целей. В документах закреплены общие перспективные направления развития городской территории, разработаны отдельные (частные) программы, однако комплексные стратегии разрабатываются и внедряются лишь в отдельных крупнейших городах.
При этом важно подчеркнуть, что даже разработка стратегии социально-экономического развития городской территории является значительным шагом к повышению прозрачности и открытости в области принятия управленческих решений, а значит, в области открытости и прозрачности размещения инвестиций.
Необходимо подчеркнуть, что к числу главных причин недоработанности стратегий развития крупнейших городов относится отсутствие концептуального подхода к определению места городской территории в политической, социальной и экономической системах страны. Такие стратегии разрабатываются исходя из того, что органы публичного управления муниципального уровня наделены широкими полномочиями в выборе направлений роста городской территории и инструментов, которые могли бы его обеспечить. Однако на практике развитие территории определяется не только и не столько полномочиями, которыми наделена местная власть, но значительным объемом внешних и внутренних факторов, характеризующих политическое и социально-экономическое состояние, как внутри города, так и за его пределами. Потому разработка стратегий развития крупнейших городов России сегодня должна строиться на масштабном мониторинге и анализе конкурентных преимуществ городской территории, формировании инновационной инфраструктуры и пр.
Основные положения стратегии развития крупнейших городов России
Развитие крупнейших городов России требует пересмотра ранее используемых подходов к разработке и реализации стратегий развития городских территорий и применения новых эффективных инструментов на основе учета факторов внутренней и внешней среды, определяющих процессы инновационного, экономического, демографического, социального роста городских территорий.
Так, экономика развитых стран демонстрирует сегодня тенденцию выдвижения вперед городских территорий, которые сосредотачивают на своем пространстве не производство, а потребление. Иначе говоря, в развитой экономике система материального производства настолько эффективна и масштабна, что ее наращивание избыточно и существенным фактором для развития городской территории не является, рычагом же развития городской территории в развитой экономике сегодня становится развитие информационно-экономической сферы.
В России же по-прежнему выстраивание инвестиционного климата и привлечения наибольшего объема инвестиций связано с территориями, где размещены наиболее крупные промышленные предприятия, которые фактически и обеспечивают соответствующий муниципальный бюджет и платежеспособность населения. Именно поэтому муниципальные власти сегодня неохотно направляют ресурсы в область инновационного и информационного развития экономики, их поддержка по-прежнему ориентирована на крупные промышленные предприятия.
Еще одним трендом развития городских территорий в зарубежных странах является перестройка характера взаимодействия между расселением городского населения и размещением наиболее важных видов экономической деятельности с точки зрения развития городской территории. Это работает следующим образом: население сегодня направляется в те территории, где формируются экономические центры, и, напротив, новые отрасли формируются на тех территориях, где для этого сформировались необходимые научные, производственные и трудовые условия. Такими тенденциями характеризуются и миграционные процессы. Указанное актуализирует значение масштабных вложений в развитие населения, в предоставление населению возможностей профессионального обучения и переобучения, а также формирования благоприятной среды повседневной жизнедеятельности, потому что именно работник выступает основным ресурсом развития информационного общества, инновационной экономики. Вкладывать в человеческий капитал для будущего развития необходимо.
Еще одним важнейшим направлением стратегического развития крупнейших городов России выступает преобразование отношений центра и периферии. Инновационная среда требует распространения точек роста вокруг территории крупнейших городов, перенос их из центра в периферийные районы и пр.