Сущность и значение Союзного государства
Союзное государство – это надгосударственное устройство, объединяющее Российскую Федерацию и Республику Беларусь с целью поэтапной организации единого политического, военного, экономического, таможенного, валютного, юридического, культурного и гуманитарного пространства.
Между российским государством и Республикой Беларусь существуют прочные государственно-правовые связи. В историческом плане формирование данного союза происходило в две стадии:
- во-первых, с IX века по 1991 год;
- во-вторых, от момента распада Советского Союза Социалистических Республик до настоящего времени.
Период до 1991 года можно разделить на три этапа:
- с IX века по 1917 год, именуемый дореволюционным;
- с 1917 по 1921 год, именуемый периодом распада империи;
- с 1922 по 1991 год, именуемый советским.
В периоде с 1991 года по настоящее время также можно выделить три значимые даты
- во-первых, 1996 год, когда был подписан договор о создании сообщества России и Беларуси;
- во-вторых, 1997 год, когда был подписан договор о союзе России и Беларуси;
- в-третьих, 1998 год, когда был подписан договор о создании Союзного государства.
Изначально договор о союзе между Россией Белоруссией имел международный и аморфный характер, в последствии он был трансформирован в интеграционное образование, а затем Союзное государство, проект договора которого формировался при участии общественных организаций.
Союзное государство было организовано для обеспечения процесса интеграции двух стран на основе синтеза принципов построения федеративного государства и организаций международного типа.
В структуре органов управления Союзным государством исключительное правовое положение принадлежит Парламенту, формирование которого осуществляется населением Союзного государства в непосредственной форме. Парламент Союзного государства состоит из Палаты союза, включающей по 36 депутатов от каждого государства, и Палаты представителей, в состав которых входит 75 депутатов от Российской Федерации и 28 депутатов от Республики Беларусь.
Также в управлении Союзным государством принимает участие Высший государственный совет, включающий высших лиц государств-участников. В основе управления Союзным государством находится биполярная система, устойчивость которой определяется преобладанием союзных и национальных интересов для каждой страны-участницы.
Роль Правительства выполняется Совет министров Союзного государства, наделенных широким объемом полномочий. Работа этого органа носит непостоянный характер.
Сущность стратегического управления рисками Союзного государства
Политическая и экономическая обстановка в мире характеризуется таким огромным количеством изменений, что для управления ими требуется реализация стратегического управления рисками.
Стратегическое управление рисками – это защитный механизм, обеспечивающий решение задач неопределенного характера, поддержку функционирования системы государственного управления и предпринимательства, устойчивость экономического развития и рост конкурентоспособности.
В качестве источника риска выступает ситуация неопределенности, характерная для развития государств и их союзов.
Риск считается неотъемлемой частью государственного управления, социально-экономических отношений, принятия государственных решений.
Стратегическое управление рисками в условиях Союзного государства предполагает выполнение следующих действий:
- во-первых, выявление рисков, с которыми связано функционирование Союзного государства;
- во-вторых, проведение комплексного анализа качественного и количественного содержания в отношении выявленных рисков;
- в-третьих, оценка рисков;
- в-четвертых, выработка защитных мер, призванных уменьшить вероятность возникновения неблагоприятных событий в функционировании Союзного государства.
Анализ рисков проводится в разрезе факторов внутренней и внешней среды по отношению к Союзному государству с целью идентификации этих рисков. В состав задач стратегического управления рисками Союзного государства входит установление причин и описание факторов, оказывающих влияние на уровень рисков, связанных с функционированием Союзного государства. Также оценивается степень влияния риска на функционирование Союзного государства.
Стратегическое управление Союзным государством формирует макет этого управления, что делает категорию стратегических рисков ключевой за счет её особого влияния на результат управленческой деятельности, осуществляемой в Союзном государстве.
В основе возникновения стратегических рисков находится несовместимость целей стратегического развития государства и наличествующих у него ресурсов.
Стратегическое управление рисками Союзного государства призвано преодолеть несоответствие целей развития этого государства и возможностей их достижения.
Техническое управление рисками Союзного государства должно обеспечить продолжительность его существования и максимизацию результата, получаемого от союза между двумя государствами. Стратегическое управление рисками должно акцентировать внимание на необходимости долгосрочного управления существованием Союзного государства и невозможности пренебрежения долгосрочными целями развития ради краткосрочных задач. Цели функционирования Союзного государства должны укладываться в стратегию его развития.
При формировании стратегии управления стратегическими рисками Союзного государства основная трудность заключается в различии подходов к этому управлению, существующих в рамках каждого государства. Достижение баланса интересов развития Союзного государства с точки зрения двух стран-участников является одной из наиболее значимых задач стратегического управления рисками Союзного государства.