Правовое регулирование стратегического развития муниципального образования в сфере ЖКХ
Стратегическое развитие муниципального образования в сфере ЖКХ – это урегулированная положениями конституционного, федерального и регионального законодательства, а также актами местного нормотворчества система действий, реализуемых органами публичного управления федерального, регионального и местного уровней в целях установления приоритетных целей и задач государственной политики в области развития ЖКХ.
Развитие муниципалитета в области ЖКХ представляет собой часть политики государства, реализуемой на федеральном, региональном и местном уровнях посредством формирования системы правового регулирования стратегического развития ЖКХ и организации реализации программных документов по развитию ЖКХ.
Таким образом, на местном уровне приоритетные направления развития ЖКХ на конкретный период определяются правовыми документами, утвержденными исполнительными органами на федеральном, региональном уровне, а также актами нормотворчества в области ЖКХ, принятыми на местном уровне.
Основные направления стратегического развития муниципального образования в сфере ЖКХ
На сегодняшний день на федеральном уровне действует программный документ, предусматривающий основные направления стратегического развития в сфере ЖКХ в стране, который разработан в соответствии с конституционными положениями, положениями специального федерального законодательства, регулирующего стратегическое планирование в стране, а также установленными в указе главы государства по регулированию обеспечения населению повышенного качества ЖКХ целевыми задачами и показателями развития.
В качестве стратегических целей государственной политики в рассматриваемой области управления программный документ называет следующие:
- выявление приоритетных направлений развития ЖКХ, постановка целей и задач государственного управления в области ЖКХ;
- выработка и внедрение в систему общественных отношений в области ЖКХ ориентиров относительно перспектив развития отрасли для нужд инвесторов потребителей жилищно-коммунальных ресурсов;
- разработка и регламентация главных мероприятий, которые позволят реализовать цели, провозглашенные в концепции, и достичь показателей, установленных главой государства в качестве ориентиров для развития отрасли.
При этом документе подчеркивается, что реализация программного документа напрямую связана с макроэкономической конъюнктурой, в том числе динамикой изменения цен, в частности, и в области ЖКХ, уровнем ставок по кредитованию населению, уровнем доходов, а кроме того, социальной и политической средой и уровнем социально-экономического развития регионов и муниципалитетов.
В качестве основных ориентиров развития отрасли программным документом называются следующие:
- формирование активного и ответственного отношения к участию в управлении ЖКХ у собственников квартир, которые наделены законодательством необходимым правовым статусом для урегулирования вопросов управления ЖКХ на уровне своего дома и имеют реальные возможности для реализации прав, образующих такое правовой статус;
- вовлечение активных предпринимателей в сферу ЖКХ, формирование условий конкуренции и благоприятного инвестиционного климата в отрасли;
- обеспечение роста энергетической эффективности ЖКХ.
Развитие отрасли на региональном уровне напрямую связывается с приоритетными направлениями развития региона в целом – такими, как:
- устойчивое и динамичное социально-экономическое развитие региона, в том числе инженерной инфраструктуры;
- обеспечение роста качества жизнедеятельности населения региона;
- повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих для более полного обеспечения прав личности.
В сфере ЖКХ исходя из общих целей социально-экономического развития региона ставятся следующие частные задачи:
- формирование благоприятных условий жизнедеятельности населения при учете требований энергетической эффективности и энергосбережения;
- обеспечение роста эффективности услуг газоснабжения.
Мероприятия стратегического развития муниципального образования в сфере ЖКХ
Реализация финансирования мероприятий по развитию ЖКХ на уровне муниципального образования требует аккумуляции ресурсов и усилий органов публичного управления всех уровней, в том числе:
- привлечение к строительству и реконструкции объектов коммунального хозяйства ресурсов федерального, регионального и местного бюджетов, а также ресурсов внебюджетного характера, прежде всего, частных инвестиций;
- поддержка частных инвесторов посредством предоставления бюджетных средств для реконструкции и строительства объектов коммунального хозяйства;
- восстановление и привлечение ресурсов частного инвестирования в качестве капитальных вложений в ЖКХ.
ЖКХ муниципального образования следует развивать по таким основным направлениям:
- реализация деятельности по улучшению среды проживания населения в жилищном фонде, включая решение задач повышения эффективности управления многоквартирным домом, осуществления капитального ремонта имущества, находящегося в общей собственности собственников квартир дома, в частности, обновления лифтового хозяйства, переселения населения из аварийных домов;
- повышение эффективности поставки коммунальных ресурсов;
- формирование общей информационной системы ЖКХ, которая сделает отрасль открытой и доступной, как для инвесторов, так и для потребителей жилищно-коммунальных ресурсов.
При этом стратегия развития всегда должна ориентироваться на соблюдение баланса интересов всех субъектов жилищно-коммунальных правоотношений. До сведения всех участников жилищно-коммунальных правоотношений в доступной и четкой форме должны быть донесены их права и обязанности в сфере ЖКХ и пути их реализации. Кроме того, должны быть обеспечены социально-экономические предпосылки для развития отрасли.