Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стратегический синергизм

Определение 1

Синергизм – это стратегическое преимущество, которое возникает в случае сосредоточения нескольких видов деятельности в рамках одного субъекта.

Сущность и значение стратегического синергизма

Стратегический синергизм представляет собой стратегию, обеспечивающую достижение конкурентных преимуществ за счет объединения нескольких видов деятельности в руках одного субъекта.

Стратегический синергизм обеспечивает рост эффективности деятельности за счет организации совместного применения ресурсов и технологий. Стратегический синергизм предусматривает объединение издержек и технологий, осуществление совместного сбыта, совместное управление и планирование.

Стратегический синергизм обеспечивает получение эффекта, наиболее ярко проявляющегося в рамках корпоративной портфельной стратегии. В качестве синонимов стратегического синергизма можно использовать термины «стратегический рычаг», «рационализация», «взаимосвязи», «стоимостные преимущества».

Виды стратегического синергизма

Стратегические синергизм можно разделить на следующие виды:

  • во-первых, внутриорганизационный стратегический синергизм. Он обусловлен способностью организации обеспечивать такой уровень доходов, который превышает аналогичные суммарные показатели ее отдельно функционирующих бизнес-единиц или дивизионов. Стратегическая синергия бизнеса проявляется при превышении прибыли на инвестиционный капитал каждого отдельного филиала или бизнес-единицы в рамках организации над их аналогичными показателями, если бы они осуществляли свою деятельность независимо. Максимальный эффект внутриорганизационного синергизма обеспечивается при реализации стратегий диверсификации и интеграции, а также расширении масштабов предпринимательской деятельности;
  • во-вторых, межорганизационный стратегический синергизм. Это вид стратегического синергизма, наиболее распространенный в рамках современных экономических отношений. При данном виде синергизма эффект обеспечивается за счет объединения усилий различных организаций, действующих в рамках стратегического партнерства. Примерами такого партнерства являются различные альянсы, аутсорсинговые компании, сетевые структуры и так далее. Межорганизационный синергизм позволяет обеспечить получение более высокой эффективности за счет объединения усилий организаций по сравнению с ситуацией, в которой они выступают конкурентами друг друга.
«Стратегический синергизм» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Характеристика видов синергии

В рамках стратегического синергизма можно выделить четыре вида синергии:

  • во-первых, синергию маркетинга. Основы данного вида формируют общие каналы распределения, построение совместной системы продвижения и логистики. Такой вид синергии зачастую характерен для рынка потребительских товаров. Излечение маркетинговой синергии обеспечивается розничными сетями магазинов, вертикальными маркетинговыми сетями, ее возникновение обусловлено совместной рекламой товаров;
  • во-вторых, операционную или производственную синергию. Данный вид синергии формируется за счет эффекта масштаба, то есть лучшего использования персонала и производственного оборудования, эффективного распределения накладных расходов. Операционная синергия создается за счет оптовых закупок и использования механизма аутсорсинга;
  • в-третьих, инвестиционную синергию. Данный вид синергии имеет место в крупных диверсифицированных организациях, имеющих более легкий доступ к источникам финансовых ресурсов и возможности использования перекрестного субсидирования, при котором ресурсы, произведенные одним из видов деятельности, обеспечивают развитие другого вида деятельности;
  • в-четвертых, синергию управления. Данный вид синергии формируется за счет внутриорганизационного трансферта знаний, информации, управленческого и технического опыта, его передачи в рамках договора франчайзинга. Примером таких компаний являются McDonald's, Баскин Роббинс, Sela, Ростикc, которые передают своим франчайзи модель бизнеса и управленческий опыт.

Сочетание стратегического синергизма и ресурсного подхода

Синергизм эффективно развивается в границах ресурсного подхода, который рассматривает организацию как совокупность ресурсов материального и нематериального характера. Ресурсный подход оперирует комбинаторными преимуществами, возникающими за счет использования организацией своих ресурсов в нескольких товарно-рыночных сегментах. Достигаемые комбинаторные преимущества или эффекты могут быть комплементарными или дополняющими и синергетическими. В определенном смысле они всегда сопутствуют друг другу.

Нематериальные активы, к которым относятся репутация организации, ключевые компетенции, торговые знаки или марки, в отличие от материальных могут использоваться в различных областях деятельности на одновременной основе без нанесения ущерба их полезности. Одновременное использование не только не обеспечивает утрату ценности нематериального актива, но и способствует ее приумножению. За счет этого происходит возникновение синергетического эффекта, обусловленного одновременным использованием ресурсов в различных областях деятельности без получения ущерба в каждой из них.

Одновременное использование нематериальных активов разных организаций обеспечивает достижение комплементарного эффекта, в то время как совместное использование нематериальных активов дает синергетический эффект. В определенных случаях для комплементарного эффекта использует термин «структурный синергизм», применение которого обусловлено объединением или дополнительным вовлечением ресурсов компании или нескольких организаций. В основе синергетического эффекта находится управленческий синергизм.

Получение синергетического эффекта является следствием планомерной работы по его извлечению. Выявление, определение синергетического эффекта требует его закрепления в обоснованных планах. В противном случае может возникать негативные синергетический эффект, проявляющийся в увеличении затрат на управление, появлении дополнительных издержек, обусловленных унификацией бизнес-процессов, обменом информацией и технологиями.

Дата последнего обновления статьи: 05.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot