Стратегический менеджмент в государственном управлении – это современная концепция и соответствующая ей система принципов, методов и инструментов организации и функционирования системы государственного управления, имеющая своей целью обеспечить максимально полезный социально-экономический эффект при сокращении объема затрачиваемых ресурсов за счет увязки имеющихся и привлекаемых ресурсов с долгосрочными целями и задачами комплексного развития территории, ответственными субъектами и конкретными мероприятиями.
Значение стратегического менеджмента в государственном управлении
Современные развитые государства сегодня ориентированы на максимально полезную для личности и общества деятельность при минимизации используемых бюджетных ресурсов. Иными словами, концепция современного государственного управления ориентирована на результат. Это касается как функционирование системы государственного управления в целом, так и деятельности отдельных ее элементов – от государственного органа до конкретного государственного служащего.
Задачи повышения эффективности функционирования системы государственного управления, оптимизации расходования бюджетных ресурсов и наиболее полного удовлетворения прав личности и интересов общества поставили перед теорией и практикой публичного управления проблему поиска эффективных инструментов и методов публичного управления. Ориентация системы государственного управления на результат актуализировало внедрение методов и инструментов стратегического менеджмента, положительно зарекомендовавших себя в сфере частного бизнеса, в государственное управление.
Россия также внедряет в систему собственного управления инструменты и методы стратегического менеджмента, в том числе стратегическое планирование, программно-целевое и проектное управление и иные инструменты управления по результатам.
Использование инструментов и методов стратегического менеджмента в системе государственного управления позволяет определять долгосрочные цели развития территории и подходить системно к достижению таких целей, увязывая при этом имеющиеся ресурсы с прогнозируемыми параметрами социально-экономического развития за счет реализации стратегий, планов, программ, опосредующих систему осуществляемых ответственными субъектами мероприятий. Иными словами, инструменты стратегического менеджмента:
- повышают прозрачность и открытость управленческих процессов;
- оптимизируют расходование бюджетных ресурсов;
- позволяют использовать методы и инструменты государственного управления, которые на практике подтвердили свою эффективность.
Содержание стратегического менеджмента в государственном управлении
Стратегический менеджмент в системе государственного управления в условиях российской действительности реализуется в основном за счет утверждения методов проектного управления. Методы проектного управления позволяют оптимизировать управление имеющимися у системы государственного управления ресурсами, в том числе временными, финансовыми, материально-техническими, организационными, трудовыми, для достижения установленных параметров социально-экономического развития, параметров развития отдельной сферы публичного управления.
Эффективность проектного управления напрямую связана с его обоснованностью и практической полезностью. Иными словами, проект должен разрабатываться на основе исследования факторов внешней и внутренней среды и разработанных на их основе вариантов социально-экономического развития за счет методов, инструментов и мероприятий, которые доказали свою эффективность на практике.
Проектное управление предполагает постоянный контроль эффективности, что дает возможность исключать те мероприятия, которые не позволяют достичь за счет имеющихся ресурсов планируемых социально полезных эффектов. Так, эффективное проектное управление предполагает постоянный мониторинг и корректировку мероприятия проекта.
Проблемы и перспективы стратегического менеджмента в государственном управлении
Необходимо отметить, что методы и инструменты стратегического менеджмента являются относительно новыми для отечественной системы государственного управления и потому их внедрение сопровождается объективными трудностями, к числу которых относятся следующие:
- отсутствие единой методологии разработки и реализации стратегий, планов, проектов, программ развития;
- отсутствие утвержденной системы конкурентного распределения имеющихся у государства ресурсов между отдельными элементами системы государственного управления;
- формальный подход к реализации мероприятий стратегического менеджмента на отдельных территориях.
Необходимо отметить, что системой публичного управления разрабатываются и реализуются мероприятия по преодолению указанных проблемных аспектов, в частности в 2014 г. был принят специальный закон, регулирующий вопросы государственного стратегического планирования в стране, определивший общую концепцию разработки долгосрочных и краткосрочных стратегических документов, в том числе программ развития.
Для дальнейшего развития инструментов стратегического менеджмента в системе государственного управления большое значение имеет внедрение информационных технологий. Эффективность стратегического менеджмента напрямую связана с эффективностью информационного обеспечения управленческих процессов. Внедрение информационных технологий позволит анализировать большие массивы информации, выделяя закономерности и определяя перспективы социально-экономического развития с наибольшей достоверностью. Кроме того, внедрение информационных технологий позволяет повысить эффективность внутреннего и общественного контроля над расходованием бюджетных ресурсов и решением конкретных задач публичного управления на соответствующей территории.