Стратегический государственный менеджмент в энергетике – это целенаправленная деятельность должностных лиц и органов публичного управления, опосредующая разработку и реализацию системы стратегических мероприятий по обеспечению инновационного обновления отрасли для поставки качественных энергоресурсов на внутренний и зарубежный рынки, преодоления износа инфраструктуры и объектов недвижимости, обеспечивающих функционирование отрасли, преодоления недостаточной энергоэффективности отрасли и пр.
Значение стратегического государственного менеджмента в энергетике
Сегодня в систему публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях активно включаются инструменты стратегического государственного менеджмента.
Стратегический государственный менеджмент позволяет обеспечить эффективность управления, поскольку дает возможность увязать конкретные объемы ресурсов со специальными мероприятиями развития в конкретной отрасли публичного управления, назначив ответственных за реализацию мероприятий субъектов, установив определенные сроки реализации мероприятий и измеримые параметры изменения объекта управления ввиду реализации запланированных мероприятий.
Кроме того, государственный стратегический менеджмент предполагает научно обоснованные прогнозирование и планирование мероприятий управленческого воздействия, которым предшествуют:
- исследование текущего состояния объекта управления;
- выявление факторов и условий, влияющих на состояние объекта управления;
- анализ имеющихся в распоряжении ответственных субъектов ресурсов для реализации мероприятий развития;
- перечень мероприятий, которые способны обеспечить достижение измеримых показателей развития в сфере управления.
Инструменты государственного стратегического менеджмента на всех уровнях системы публичного управления реализуются на иных установленных федеральным законодательством принципах. Однако при этом государственный стратегический менеджмент имеет специфические характеристики, обусловленные той сферы публичного управления, в которой он реализуется.
В современных условиях государственный стратегический менеджмент, реализуемый в сфере энергетики, находится на этапе становления, требует последующих корректировки и доработки отдельных аспектов.
Проблемы реализации государственного стратегического менеджмента в энергетике
Прежде всего, необходимо отметить, что реформирование отрасли энергетики происходит в стране последние десятилетия. Усилия государственного управления направлены на обеспечение условий для предоставления качественных энергоресурсов за счет использования инновационных технологий при сохранении приемлемой цены для потребителей на внутреннем рынке. Кроме того, на международном пространстве перед государством стоит задача обеспечить поставку конкурентоспособного продукта для реализации собственных экономических интересов. При этом государственный стратегический менеджмент сталкивается со следующими проблемами в отрасли:
- устаревание инфраструктуры объектов недвижимости, средств производства, обеспечивающих функционирование отрасли;
- отсутствие баланса в обеспечении потребности в энергетических ресурсах разных территорий государства;
- недостаточная энергоэффективность отрасли;
- недостаточная безопасность функционирования отрасли на отдельных региональных территориях и др.
Отдельного внимания заслуживают обострившиеся отношения с зарубежными партнерами, что также усугубляет ситуацию в отрасли и не позволяет обеспечить устойчивости ее развития, реализовать долгосрочные стратегические энергетические проекты международного характера.
Указанным актуализируется разработка концепции государственного стратегического менеджмента в энергетике, позволяющая эффективно реагировать на изменение отношений с зарубежными партнерами, экономическую нестабильность внутри страны для целей повышения эффективности функционирования отрасли, наиболее полного удовлетворения потребностей населения и обеспечения конкурентоспособности отрасли на международной арене.
Содержание государственного стратегического менеджмента в энергетике
Государственный стратегический менеджмент в энергетике обеспечивается в стране на федеральном и региональном уровнях. При этом основу стратегического управления определяет государство через непосредственную деятельность законодательных и исполнительных органов управления федерального и регионального уровней.
На федеральном уровне разрабатываются и утверждаются стратегические документы, в частности энергетическая концепция страны, схемы размещения объектов энергетики и пр.
К числу иных субъектов стратегического менеджмента в энергетике относятся государственная корпорация и частные энергетические организации. Частными субъектами совместно с субъектами публичного управления разрабатываются и реализуются инвестиционные стратегические документы.
Основу государственного стратегического документа в области энергетики составляют:
- прогнозы энергопотребления и прогнозы нагрузки на отрасль;
- инвестиционное планирование, реализуемое совместно субъектами публичного управления и частными энергетическими организациями.
Кроме того, реализация мероприятий государственного стратегического менеджмента в энергетике требует согласования основных мероприятий со смежными областями экономики, в том числе с нефте- и газодобывающей и отраслями, а также с транспортной отраслью и др.
Для повышения эффективности государственного стратегического менеджмента в энергетике необходимо значительное внимание при прогнозировании развития отрасли уделять внешним факторам, таким как геополитическая ситуация, состояние научно-технического обеспечения отрасли, экологические изменения и вызванные ими требования к экологической безопасности отрасли и пр.