Стандарты качества в управлении – это совокупность принципов и требований к осуществлению процесса управления, определяющих его качественные характеристики и устанавливающих ориентиры для практической реализации процесса управления.
Назначение стандартов качества в управлении
Оценка соблюдения стандартов качества управления состоит в определении степени соответствия управленческой деятельности общепринятым требованиям к ее осуществлению.
Индикатором качества управления выступает, как правило, качество управленческих решений.
Управленческая деятельность в рамках организации является лишь частью общей системы управления, изучаемой сравнительно недавно, несмотря на то что управление организацией имеет древнее происхождение. Элементы системы управления характеризуются различной сложностью и степенью разработанности. К наиболее разработанным параметрам, характеризующим основу системы управления, относятся:
- задачи и цели управленческой деятельности;
- функции обеспечивающего характера;
- организационные и функциональные структуры;
- информационное обеспечение.
Менее разработанными параметрами, требующими существенного научного и практического изучения, являются принципы и законы, методы и средства, технологии и практика управления, системы коммуникаций, организационные отношения. Реализация принципиально нового подхода требуется к изучению таких элементов качества управленческой деятельности как свойства и схемы процесса, разработка и реализация управленческих решений, профессионализм персонала.
Содержание стандартов качества в управлении
Стандарты качества в управлении могут регламентировать различные стороны жизни и деятельности хозяйствующего субъекта, органа государственного или муниципального управления.
Стандарты качества в управлении могут регламентировать как непосредственно управленческий процесс в разрезе управлении государством, регионом или муниципальным образованием, а также производственными и иными процессами хозяйственной деятельности.
Также стандарты качества в управлении могут быть ориентированы на отдельные направления управленческого процесса, к примеру, стандарты качества управления государственными и муниципальными служащими, которые определяют порядок осуществления управление персоналом, несущим государственную или муниципальную службу.
Стандарты в управлении особенно актуальны в отношении качества продукции, работ и услуг. Не теряют эти стандарты свою актуальность и в сфере государственного и муниципального управления, поскольку могут регламентировать качество оказания государственных и муниципальных услуг. Вопрос качества оказания государственных муниципальных услуг является ключевым во взаимодействии органов государственного и муниципального управления с населением. Стандартизация этого процесса и контроль соблюдения стандартов обеспечивают удовлетворенность населения государственной и муниципальной властью, активизирует политическую активность граждан.
Стандартизация качества в управлении позволяет упорядочить и привести к единообразию управленческий процесс в рамках значительных объектов управления, к числу которых можно отнести государство, регион или муниципальное образование. Эта мера позволяет обеспечить единообразие оказания государственных и муниципальных услуг на территории всей страны, а, значит, и упорядочить требования к государственным и муниципальным служащим.
Аудит управления как метод обеспечения его качества
Процесс управления оказывает прямое влияние на эффективность деятельности организации. При этом организация меняется под воздействием различных факторов и процессов, а также корректирует систему управления.
Аудит управления выступают в качестве одного из основных методов обеспечения качества управленческой деятельности. Сущность аудита в управлении состоит в сравнении реального процесса управленческой деятельности с регламентами или стандартами, которые приняты по отношению к ней. Реальный управленческий процесс фиксируется в виде основных параметров типовых формах учета. Предметом аудита качества управления является выявление отклонений аудируемых параметров управленческой деятельности от регламентов и стандартов.
В качестве основных стандартов по отношению к элементам управленческой деятельности в организации выступают:
- профессионализм;
- гармонизация;
- объективность;
- однозначность;
- стабильность;
- повторяемость.
По отношению к аудиту качества управленческой деятельности различают два вида аудита:
- во-первых, аудит системного характера, подразумевающий оценку перспективы развития контрольной деятельности в отношении управления. Суждение аудитора в этом случае в обобщенном виде представляет собой оценку степени соответствия реальных управляющих систем требованиям стандарта;
- во-вторых, аудит функционального характера, характеризующийся получением данных учета для контроля состояния ключевых элементов управления в соответствии с заданными параметрами или стандартами. Основу работы аудиторов в рамках функционального аудита составляет разделение труда в соответствии с элементами управленческого процесса.
Основу аудита управления составляют 3 группы стандартов, которые включают в себя:
- во-первых, стандарты, которые регулируют состав элементов управления и его механизмы;
- во-вторых, стандарты, определяющие форму учета элементов управления;
- в-третьих, стандарты, определяющие технологию осуществления аудита управления.
Процесс разработки стандартов, регулирующих качество управления, должен сопровождаться разработкой стандартов проверки соблюдения этих стандартов. В настоящее время существует разрыв между стандартами управления и стандартами, определяющими порядок отчетности по этому процессу. Наибольшей развитостью отличаются именно аудиторские стандарты.