Стадии зрелости электронного правительства – это определенные этапы формирования электронного правительства, характеризующиеся уровнем сложности и организационными аспектами взаимодействия государства и населения.
Характеристика стадий зрелости электронного правительства
Выделение стадий зрелости электронного правительства было осуществлено экспертами Организации Объединенных наций. Общее количество таких стадий достигает четырех. Данный подход к выделению стадий зрелости электронного правительства считается общепризнанным и применяется практически всеми специальными источниками, посвященными вопросам формирования и развития электронных правительств в различных государствах.
Состав стадий зрелости электронного правительства выглядит следующим образом:
- стадия начального присутствия;
- стадия расширенного присутствия;
- стадия транзакционная присутствия;
- стадия сетевого присутствия.
Каждую из указанных стадий зрелости электронного правительства можно охарактеризовать определенным образом. Стадия начального присутствия предусматривает обеспечение доступности базовой информации о правительстве в интернет-пространстве. Эта стадия характеризуется созданием официального правительственного веб-сайта, содержащего ссылки на различные министерства, государственные ведомства, департаменты в разрезе отдельных отраслей социальной и экономической сферы, ссылки на правительства регионов, наличием архивной документации, содержащей статистическую информацию.
Стадия расширенного присутствия предусматривает обеспечение интернет-доступа не только к архивной документации, но и к текущим оперативным данным, характеризующим состояние законодательства, достигнутым результатам, новостям, скачиваемым базам данных и иным информационным массивам. Причем для облегчения доступа необходимо наличие карты сайта и соответствующих поисковых механизмов. Данная стадия подразумевает формирование набора документации, обеспечивающей раскрытие государственной политики в разрезе ближайшей и отдаленной перспективы по различным ее направлениям, например, здравоохранению, социальному обеспечению, информатизации и так далее. Данная стадия зрелости электронного правительства обеспечивает однонаправленность доступности информации – от электронного правительства к населению.
Стадия транзакционного присутствия подразумевает организацию двустороннего взаимодействия между населением и государством. На этой стадии предусмотрена организация возможности уплаты налогов, подачи заявок на получение документации, обновления лицензий и так далее. Эта стадия зрелости электронного правительства предоставляет населению возможность получения различных услуг в электронном виде, к примеру, оплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения, оплаты почтовых посылок и так далее. Граждане получают возможность участия в торгах за счет использования защищенных каналов связи.
Стадия сетевого присутствия характеризуется интеграцией взаимодействия на высоких уровнях. Правительство обеспечивает привлечение населения к процессу принятия государственных решений и организует возможность двустороннего открытого диалога с использованием интерактивных сервисов в виде заполнения электронных анкет, онлайн-опросов и так далее.
Государства, лидирующие в процессе формирования электронного правительства, на современном этапе находятся на предпоследней или последней стадии зрелости. Однако большинство государств пока еще не достигли этих стадий, находясь в переходном периоде между 2 и 3 стадией. Для России характерно полноценное преодоление только первой стадии формирования электронного правительства для многих органов государственного управления.
Проблемы формирования электронного правительства
Электронное правительство как новая форма управления государством и взаимодействия государства и населения обладает рядом позитивных качеств, однако способствует порождению новых проблем. В составе проблем, порождаемых формированием электронного правительства, можно выделить несколько групп:
- во-первых, наличие серьезных противоречий между политической целью создания электронного государства, а также практическими преимуществами, которые достигаются с его помощью и возможностями предоставления таких преимуществ обществу;
- во-вторых, существенная трансформация традиционного взаимодействия в рамках цепочки «государство-население»;
- в-третьих, необходимость формирования новых подходов к архитектуре, обеспечивающей поддержку электронных взаимоотношений, подготовку специальных кадров, регулирование процесса информационного планирования и обеспечения.
На пути формирования электронного правительства могут возникать следующие барьеры:
- во-первых, реинжиниринговые проблемы организации бизнес-процессов, включая проблемы правового характера;
- во-вторых, барьеры технологического характера;
- в-третьих, барьеры, обусловленные влиянием человеческого фактора;
- в-четвертых, ограничения финансового характера;
- в-пятых, сложность и масштабность решаемых задач в целом.
Преодоление указанных проблем формирования электронного правительства можно осуществить следующими способами:
- во-первых, проведение на регулярной основе обучения государственных служащих по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий при оказании государственных услуг и взаимодействии с населением;
- во-вторых, формирование информационных систем взаимодействия государства и населения в соответствии с такими качествами как защищенность, надежность, дружественность;
- в-третьих, ознакомление руководства и рядовых государственных служащих с передовым опытом электронного взаимодействия с населением;
- в-четвертых, обеспечение новых систем взаимодействия государства и населения способными сотрудниками, обладающими достаточными навыками и соответствующим уровнем ответственности для осуществления такой работы;
- в-пятых, организация системы подготовки, самоподготовки пользователей в лице населении, сотрудников частных организаций;
- в-шестых, формирование системы электронных подписей, обладающих достаточным уровнем защиты, и так далее.