Среднее профессиональное образование – это целенаправленный учебный процесс, обеспечивающий интеллектуальное, культурное, профессиональное развитие, подготовку специалистов среднего звена по всем ключевым направлениям социально полезной деятельности исходя из потребностей социума и государства, а также удовлетворение образовательных потребностей личности, заключающихся в расширении и углублении собственных специальных знаний и умений.
Сущность и значение среднего профессионального образования на современном этапе
Среднее профессиональное образование сегодня представляет собой один из ключевых социальных институтов, выполняющих задачи культурного, профессионального, интеллектуального развития личности. Ключевой задачей института среднего профессионального образования является обеспечение доступного и профессионального образования для населения и, как следствие, подготовки специалистов среднего звена для осуществления социально полезной деятельности по всем направлениям.
Итак, в отечественной системе образования среднее профессиональное образование – это элемент непрерывной образовательной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Этот элемент системы образования нацелена на подготовку специалистов среднего звена и гарантирует:
- непрерывное и последовательное формирование у молодого поколения глубоких специальных знаний, а также профессиональной, культурной и социальной компетентности;
- эффективное осуществление образовательных прав подрастающего поколения в области профессиональной ориентации, направленность обучения и воспитания на социально полезную практическую деятельность;
- ориентация специалистов на получение дополнительных специальных знаний, повышение собственного профессионального уровня с учетом собственных интересов и практических нужд и др.
Роль среднего профессионального образования в системе отечественного образования значительна. Сегодня в рамках данной системы функционируют образовательные учреждения как государственного, так и частного сектора, разрабатываются новые стандарты образования и формируется основа для его перманентного развития. По данным официальной статистики на территории государства деятельность по программам среднего профессионального образования осуществляют более 4000 организаций. Среди российского населения около четверти имеет среднее профессиональное образование, в то время как высшее – менее четверти.
Среднее профессиональное образование позволяет населению получать рабочие специальности, а также развивать и углублять собственные специальные знания. Среднее профессиональное образование дает возможность также углублять и расширять свои профессиональные познания в рамках переподготовки и повышения квалификации.
Достоинства среднего профессионального образования на современном этапе
Среднее профессиональное образование оказывает сегодня решающее воздействие на обеспечение экономической системы квалифицированными рабочими. Это связано со следующими обстоятельствами:
- функционирование системы среднего профессионального образования по своей природе отвечает потребностям современного рынка труда, когда подготовка специалистов осуществляется относительно оперативно, а затраты на образование специалистов остаются невысокими;
- система среднего профессионального образования позволяет за непродолжительный промежуток времени обеспечить обучение практически востребованным специальным знанием и навыкам молодое поколение, тем самым сформировать условия для эффективной смены социальных и экономических ролей.
Проблемы среднего профессионального образования на современном этапе
Система среднего профессионального образования не лишена проблемных аспектов, в том числе:
- базовая проблема среднего профессионального образования – это сохранение дисбаланса между потребностями социума, государства, рынка труда и подготовкой специалистов в социально значимых областях. Это проблема ведет к тому, что функционирование экономической системы не обеспечивается квалифицированными специалистами, а выпускники образовательных учреждений не могут найти работу по специальности с применением на практике полученных в образовательном учреждении специальных навыков и умений;
- недостаток финансирования системы среднего профессионального образования. Для ориентации этой ступени образовательной системы на потребности рынка требуется привлечение дополнительных финансовых ресурсов. Так, в частности нужды больших российских предприятий в квалифицированных рабочих остаются неудовлетворенными, в связи с чем актуально, чтобы такие предприятия направляли финансовые ресурсы в те направления профессиональной подготовки, по которым есть дефицит специалистов.
Виды образовательных организаций в системе среднего профессионального образования
Сегодня в системе среднего профессионального образования функционируют следующие виды образовательных организаций:
- образовательные организации, которые реализуют образовательные программы начального и среднего профессионального образования;
- образовательные организации, которые обеспечивают базовую подготовку профессиональных кадров по определенным образовательным программам, а также повышенный уровень подготовки специалистов;
- образовательные организации, которые реализуют систему разнообразных по содержанию и по уровню образовательных программ.
Распространение многоуровневых образовательных организаций наиболее предпочтительно, поскольку это позволяет обеспечить подготовку специалистов по ключевым направлениям социально полезной деятельности и гарантировать их последующее профессиональное развитие или переподготовку в случае изменения приоритетов экономического развития и ситуации на рынке труда. Кроме того, такие организации ввиду вариативности предлагаемых образовательных услуг легче адаптируются к изменениям рынка.