Управление государственной собственностью в российских регионах – это политика распоряжения, владения и пользования государственным имуществом, закрепленным за регионом, с целью извлечения максимальной выгоды от его использования для регионального бюджета.
Сущность и значение государственной собственности регионов, сущность управления ею
В основе государственного устройства Российской Федерации находится федеративный принцип, обуславливающий зависимость экономического процветания государства от экономического положения его регионов.
Государственная собственность формирует основу для самостоятельности регионов страны в экономическом смысле при решении вопросов, которые отнесены к предметам ведения региональных властей в соответствии с законодательством страны. Разнообразие организационного устройства российских регионов накладывает отпечаток на порядок управления государственной собственностью.
Эффективное использование государственной собственности обеспечивает устойчивость региональных бюджетов.
Организация управления собственности государства на уровне регионов может рассматриваться как деятельность региональных органов исполнительной власти, направленная на осуществление следующих действий:
- реализация политики государства в сфере управления государственной собственностью;
- осуществление учета объектов, находящихся в собственности региона, их классификации и иных действий, обеспечивающих эффективное и качественное использование государственной собственности.
Управление государственной собственностью в регионах России осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- во-первых, социальная и экономическая эффективность;
- во-вторых, комплексность и системность;
- в-третьих, экономическая и социальная ответственность субъектов управления за результаты использования государственной собственности;
- в-четвертых, качественное правовое регулирование;
- в-пятых, профессионализм;
- в-шестых, информатизация процесса управления государственной собственностью в регионе.
Особенности управления государственной собственностью в регионах России
Управление государственной собственностью в регионах возлагается, как правило, на исполнительные органы государственного управления регионального уровня.
Исполнительные органы государственного управления регионального уровня в сфере управления государственной собственностью выполняют определенные комплексы задач и реализует функции в соответствии с закрепленными на законодательном уровне государственно-властными полномочиями. Задачи управления государственной собственностью на уровне регионов могут быть направлены на решение организационных и фискальных целей. Каждым субъектом страны самостоятельно устанавливается система органов управления государственной собственностью. Именно на эти органы возлагается обязанность осуществления взаимодействия с территориальными подразделениями государственных органов власти федерального уровня по вопросам управления государственной собственностью.
Нормативное регулирование порядка управления государственной собственности регионов во всех регионах возлагается на представительный орган власти, например, Законодательное Собрание Иркутской области, Тюменскую областную Думу, Московскую городскую Думу и так далее.
Права и обязанности собственника по отношению к государственному имуществу регионов реализуются правительством региона, а также региональными органами государственного управления исполнительного характера.
Решение отдельной задачи управления государственной собственностью на уровне региона осуществляет отдельные органы регионального государственного управления. Например, в городе федерального значения Москве действует Департамент городского имущества, в ведении которого находится оказание государственных услуг, обеспечивающих реализацию прав имущественных юридических и физических лиц. Этот орган осуществляет работу по использованию имущества города Москвы в хозяйственном обороте. Также в ведении Департамента находятся вопросы приватизации недвижимости, изъятия земельных участков с целью размещения на них объектов городской инфраструктуры, администрирование платы за использование государственной собственности города.
В Тюменской области решение задач эффективного управления и распоряжения государственной собственностью региона возложено на Департамент имущественных отношений. Этот орган исполнительной власти региона осуществляет управленческие полномочия в сфере земельных и имущественных отношений. Данный Департамент готовит проекты нормативных актов, регулирующие порядок использования государственного имущества Тюменской области, организует и ведет учет этого имущества, принимает решение об изменении назначения помещений, осуществляет государственную регистрацию имущества Тюменской области, а также сделок с этим имуществом и так далее.
В Иркутской области практическую реализацию управления государственным имуществом региона осуществляет Министерство имущественных отношений, которое призвано обеспечить эффективное и понятное ведение процесса управления государственной собственностью Иркутской области, делая этот процесс максимально прозрачным для населения региона. Министерство стремится к обеспечению максимально эффективного использования государственной собственности региона с целью пополнения регионального бюджета и решения иных задач, стоящих перед властями региона.
В целом изучение специфики управления государственной собственностью в российских регионах показывает, что они реализуют достаточно стандартный подход к этому процессу. Нормативное регулирование управления государственной собственностью возлагается на представительный орган регионального управления, а практическая реализация процесса управления государственной собственностью осуществляется исполнительными органами власти регионального уровня, взаимодействующими с территориальными подразделениями федеральных органов власти данной сферы.