Налоговая нагрузка – это отношение размера уплаченных налогов и иных обязательных взносов в бюджет к размеру полученных доходов за соответствующий период.
Понятие и значение налоговой нагрузки
В самом общем виде налоговая нагрузка может быть определена как отношение объема уплаченных налогов к объему полученных за соответствующий период доходов. Данный показатель отражает тяжесть налогового бремени на налогоплательщиков. Значение налоговой нагрузки обусловлено значением налоговых отчислений для социально-экономического развития государства и благополучия населения. Так, значение налоговой нагрузки определяется следующими обстоятельствами:
- налоговые поступления в бюджетную систему обеспечивают реализацию социальных гарантий в демократическом обществе. Взимание налогов позволяет перераспределить денежные ресурсы таким образом, чтобы гарантировать минимальные стандарты достойной жизни каждому члену общества;
- система налогообложения в целом, размеры налоговых ставок в частности, определяют возможности бизнеса аккумулировать ресурсы для собственного эффективного развития и возможности государства решать социально-экономические задачи развития. Иными словами, налоговая система должна быть выстроена таким образом, чтобы сбор налогов гарантировал решение социально-экономических задач и при этом не оказывал излишней нагрузки на предпринимателей, позволяя им эффективно развиваться и привлекать инвестиции;
- тяжесть налоговой нагрузки напрямую влияет на инвестиционную привлекательность конкретной территории. С целью стратегического развития определенной территории налоговые ставки могут быть льготными для инвесторов, поскольку это позволит обеспечить экономическое развитие и соответственно в дальнейшем повысить объем налоговых отчислений и др.
Таким образом, налоговая нагрузка непосредственно влияет на:
- экономическую активность;
- инвестиционную привлекательность территории;
- реализацию государством социальных гарантий;
- конкурентоспособность экономики.
При этом важно подчеркнуть, что вопросы налоговой нагрузки могут регулироваться не только на государственном уровне, но и в рамках межгосударственных союзов для формирования благоприятных условий для экономического сотрудничества разных государств. Так, например, Евразийский экономический союз, в составе которого Армения, Беларуси, Казахстан, Киргизия и Россия, функционирует для налаживания экономического сотрудничества посредством формирования единой таможенной территории. Кроме того, создание ЕАЭС позволяет эффективно использовать наиболее успешные налоговые и иные финансовые практики, успешно зарекомендовавшие себя в национальных системах стран-участниц ЕАЭС. Сегодня усилия стран-участниц ЕАЭС направлены на гармонизацию налоговых систем для формирования единого внутреннего рынка, единого экономического и валютного пространства.
Особенности налоговой нагрузки в странах ЕАЭС
Прежде всего необходимо отметить, что страны-участницы ЕАЭС стремятся к формированию единой налоговой системы, что позволит повысить их конкурентоспособность на мировом рынке. Гармонизация налоговой системы направлена на решение следующих задач:
- обеспечение конкурентоспособности стран-участниц и ЕАЭС в целом на международном пространстве;
- обеспечение налогового нейтралитета и предотвращение диспропорций;
- гармонизация национального правового регулирования налогообложения;
- оптимизация налогового контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов.
Для того чтобы гармонизация налоговых систем участницы АЭС осуществлялась эффективно, необходимо понимать специфику налоговых систем стран-участниц.
Российская налоговая система предполагает сбор федеральных, региональных и местных налогов, которые зачисляются в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы страны. Российская система налогообложения характеризуется как пропорциональная, то есть налоговые ставки представляют собой единый процент от дохода налогоплательщика независимо от объемов его дохода. При этом налоговые доходы – это ключевой источник бюджетных поступлений.
Налоговая система Беларуси представлена двумя уровнями: республиканским и местным. К основным видам республиканских налогов относится налоги на доходы физических лиц, прибыли организаций, недвижимость, землю, добычу природных ресурсов и др. Ежегодно предусматривается процент отчислений налоговых доходов республиканского бюджета в бюджеты местных территорий. Налоговая система Беларуси также относится к пропорциональным.
Налоговая система Киргизии включает два уровня: общегосударственные и местные налоги. К числу местных налогов относятся налог на имущество и земельный, а к числу общегосударственных – подоходный налог, налог на прибыль, акцизы, налог с продаж, налог на использование недр, налог на добавленную стоимость. Основная доля доходов бюджета страны обеспечивается налогом на добавленную стоимость
Налоговая система Республики Казахстан включают в себя общегосударственные и местные налоги, как и в Беларуси. При этом в налоговой системе Казахстана основным доходом местных бюджетов являются налоги. Одним из главных источников налоговых доходов являются отчисления по налогу на добавленную стоимость. Исчисление указанного налога производится в Казахстане таким же образом, как в России. Как и в России, в Казахстане все платежи, направляемые во внебюджетные фонды, объединены в единый социальный налог. Сегодня в Казахстане активно обсуждаются вопросы по возвращению прогрессивной системы налогообложения в части дохода физических лиц.
Налоговая система Армении двухуровневая: налоги зачисляются в государственный и местный уровень бюджетной системы. К числу общегосударственных налогов относятся налог на прибыль, налог на доходы, акцизы, налог на добавленную стоимость, к местным налогам относятся земельный налог, налог на имущество, а также гостиничный налог, налог на парковочные места для транспорта. С 2020 г. в Армении вместо прогрессивной налоговой системы введена пропорциональна. Это было связано с тем, что при использовании прогрессивной шкалы налоговых ставок значительная часть предпринимательства ушла в теневой сектор.