Специализации государственных должностей государственной службы – это совокупность требований к профессиональной подготовке государственных служащих в контексте категорий и должностей государственной службы.
Сущность должностей государственной службы
Административно-правовой статус государственных служащих требует четкого понимания правового значения и специализации государственных должностей в рамках государственной службы.
Должность государственной службы – это первичная организационно-структурная единица, учрежденная в установленном законодательстве порядке с целью отражения содержания и объема полномочий лица, замещающего эту должность. Данная категория организационно-правового характера присуща только государственным служащим, поскольку для других категорий трудящихся предусмотрена работа по специальности, профессии.
Государственные должности имеют четкое отличие от государственных должностей, закрепленные законодательно. Государственными должностями именуются должности в органах власти федерального и регионального уровня, а также других органах государственной власти, которые образованы согласно российской Конституции, имеют установленный круг обязанностей по реализации государственных полномочий, денежное содержание и ответственность за исполнение этих обязанностей.
К числу других органов государственного управления, которые образованы в соответствии с российской Конституцией, можно отнести:
- Центральный банк Российской Федерации;
- Совет Безопасности;
- президентскую администрацию;
- полномочных представителей российского Президента;
- российских дипломатических представителей в других государствах и организациях международного уровня;
- Счетную палату России;
- прокуратуру;
- правительственный аппарат;
- Уполномоченного по правам человека и так далее.
Государственная должность – это стержневое основополагающее понятие в системе государственной службы, оно определяет правовое положение государственных служащих, порядок несения государственной службы, иные вопросы.
Должность государственных служащих определяет следующие аспекты государственной службы:
- во-первых, совокупность служебных обязанностей;
- во-вторых, совокупность прав государственного служащего;
- в-третьих, ответственность государственного служащего и ее пределы;
- в-четвертых, квалификационно-профессиональные требования к подготовке государственного служащего.
Должность государственного служащего выступает отображением содержания выполняемой этим служащим работы, определяет его правовое положение.
Характеристика специализации государственных должностей государственной службы
Перечень государственных должностей государственной службы утвержден указанием российского Президента с целью обеспечения реализации российского законодательства о государственной службе и обеспечения роста эффективности государственной кадровой политики. Перечень обеспечивает исполнение полномочий российского Президента, членов обеих палат Парламента, федеральных Министров, судей, членов Совета Безопасности, иных федеральных органов власти и так далее.
Специализация государственных должностей государственной службы включает в себя следующие группы:
- во-первых, должности высшего уровня;
- во-вторых, должности главного уровня;
- в-третьих, должности ведущего уровня;
- в-четвертых, должности старшего уровня;
- в-пятых, должности младшего уровня.
Каждая группа должностей государственной службы характеризуется собственными специфическими элементами, определяющими специализацию, правовое положение государственных служащих, замещающих эти должности, а также квалификационные качества должности.
Часть должностей государственной службы утверждается отдельными органами государственной власти, остальные – реестром государственных должностей государственной службы.
Должностям государственной службы присваиваются классы и разряды по результатам проводимых для государственных служащих квалификационных экзаменов или их аттестации. Высшим квалификационным категориям соответствуют должности действительного государственного советника Российской Федерации трех классов; главным должностям - государственного советника Российской Федерации трех классов, старшим должностям - советника Российской Федерации трех классов и так далее.
Законодательство об основах государственной службы не устанавливает критериев и мотивации деления государственных должностей государственных служащих. Должности государственной службы также не связаны с объемом и характером полномочий государственных служащих, обеспечивающих решение соответствующих государственных должностей.
Каждая группа должностей государственной службы предусматривает определенную специализацию, определяющую наличие у государственных служащих соответствующих профессиональных знаний, необходимых для полноценного исполнения обязанностей государственных служащих на определенных должностях. Специализация государственных должностей государственной службы зависит от содержания функциональных обязанностей отдельных должностей и предмета ведения органов государственного управления.
Специализация должностей государственной службы определяет перечень квалификационных требований к государственным служащим, к числу которых можно отнести:
- во-первых, требования к профессиональному образованию, учитывающие группу должностей государственные службы и их специализацию. В частности, лица, претендующие на замещение высших и главных должностей государственной службы, должны иметь высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы;
- во-вторых, требования к опыту и стажу работы, необходимые для замещения должностей государственной службы;
- в-третьих, требования к уровню знания федерального законодательства, включая Конституцию Российской Федерации, конституционные и собственно федеральные законы и так далее.