Механизм перераспределения средств между бюджетами – это система межбюджетных трансфертов, призванная обеспечить сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации.
Сущность механизма перераспределения средств между бюджетами
Российский Бюджетный кодекс осуществляет распределение бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы в разрезе налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных и безвозвратных перечислений. Особое место в составе бюджетных доходов формируют доходы целевых бюджетных фондов, от предпринимательской и другой приносящей доход деятельности. Эта группа доходов выделяется в связи со спецификой ее функционального назначения.
Распределение бюджетных доходов представляет собой осуществляемый на ежегодной основе процесс передачи источников доходов с одного уровня бюджетной системы на другие уровни согласно решениям, которые принимаются вышестоящими органами государственного управления.
В качестве основной формы распределения бюджетных доходов выступает предоставление средств нижестоящим бюджетом в виде отчислений от установленных законодательством федеральных и региональных налогов.
Несмотря на постоянное совершенствование бюджетной системы распределение бюджетных средств несовершенно, на регулярной основе возникает необходимость в осуществлении перераспределения бюджетных средств с помощью соответствующего механизма. Необходимость перераспределения бюджетных доходов обусловлена реализацией принципа сбалансированности бюджетной системы в отношении отдельных бюджетов, который требует от органов государственной и муниципальной власти решения задач по обеспечению такого объема доходов, который достаточен для реализации предусмотренных законом полномочий в отношении этих органов власти.
Закрепленные нормативы собственных доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не обеспечивают самостоятельность бюджетов регионального и муниципального уровня. Следствием такого бюджетного регулирования является несбалансированность региональных и муниципальных бюджетов, нуждающихся в дополнительных средствах для выполнения законодательно закрепленных полномочий.
Механизм перераспределение бюджетных средств – это механизм межбюджетных трансфертов, представляющих собой средства одного бюджета бюджетной системы России, перечисленные другому бюджету бюджетной системы России.
Элементы бюджетного перераспределения средств в Российской Федерации
Межбюджетные трансферты, обеспечивающие перераспределение бюджетных средств в современной России, могут осуществляться в следующих формах:
Дотации представляет собой вид межбюджетного трансферта, предоставляемый бюджетом другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе с целью финансирования текущих и капитальных расходов.
Субвенции представляет собой межбюджетный трансфер, предоставляемый бюджетам другого уровня, хозяйствующим субъектом из федерального фонда компенсаций, аналогичных региональных фондов и местных бюджетов на безвозмездной и безвозвратной основе с целью финансирования целевых расходов.
Субсидии представляют собой межбюджетный трансфер, предоставляемый бюджетам другого уровня, хозяйствующим субъектам и физическим лицам на безвозвратной и безвозмездной основе, на долевых началах с целью финансирования целевых расходов.
Бюджетные ссуды – это вид межбюджетного трансферта, предоставление которого осуществляется бюджетом одного или другого уровня на возвратной и возмездной или безвозмездной основе с целью покрытия временных кассовых разрывов. Предоставление бюджетной ссуды может осуществляться на срок до 6 месяцев в пределах одного финансового года.
Бюджетный кредит представляет собой вид межбюджетного трансферта, предоставляемого бюджетом одного или другого уровня, а также юридическим лицам на возвратной и возмездной основе с целью финансирования текущих и капитальных расходов. Срок предоставления бюджетного кредита составляет до 1 года.
В настоящее время максимальный объем доходов бюджетной системы аккумулируется в федеральном бюджете, который использует механизм межбюджетных трансфертов для перераспределения бюджетных средств между бюджетами регионального и муниципального уровня. Такой принцип формирования и функционирования бюджетной системы обусловлен централизацией государственной власти в Российской Федерации и формальным декларированием самостоятельности бюджетов бюджетной системы.
Использование системы межбюджетных рассветов в качестве механизма перераспределения бюджетных средств призвано обеспечить целевой характер расходов, адресность финансовой помощи конкретным бюджетам, преодолеть общую бюджетную несправедливость распределения средств, обусловленных различным уровнем социально-экономического развития отдельных регионов и муниципальных образований. Стремление федеральной власти к аккумулированию бюджетных средств на уровне федерального бюджета обусловлено необходимостью уравнивания регионов в их доходах. В этих условиях регионы, которые за счет повышения своей самостоятельности могли бы сформировать профицитные региональные бюджеты, признаются государством не готовыми к выделению избыточных средств нуждающимся в этом регионом. Это и приводит к тому, что федеральная власть берет на себя обязанности уравнивания регионов по уровню доходов.
Современный механизм перераспределения бюджетных средств Российской Федерации безусловно нуждается в определенном совершенствовании, требующем повышения эффективности использования бюджетных средств, однако на сегодняшний день он признается достаточно рациональным и отвечающим потребностям развития государства.