Управление системой образования – это действия всех уровней публичной власти по организации и обеспечению эффективного функционирования учреждений образования с целью обеспечения потребностей общества в квалифицированной рабочей силе и развитых личностях.
Необходимость обеспечения современного подхода к управлению системой образования
Для современной Российской Федерации характерны события, обеспечивающие выстраивание новой образовательной системы, представляющей собой совокупность образовательных стандартов и программ, образовательных учреждений и органов управления системой образования, а также принципов функционирования данной сферы, призванных обеспечить вхождение российского образования в мировое образовательное пространство. Такой подход требует существенных изменений педагогической теории и практики обучения.
Сегодняшнее образование характеризуется сменой образовательной парадигмы: образовательной сфере нужны новые содержание, подходы, система отношений и менталитета.
Тенденции изменения современной образовательной системы можно обозначить следующим образом:
- во-первых, образовательный процесс обогащается за счет новых процессуальных умений, развития способностей работы с информацией, творческого решения проблем посредством акцента на индивидуализации обучения;
- во-вторых, происходит смена традиционного способа распределения информации информационными и телекоммуникационными технологиями, отличающимися глобальной сетью и всеобщей интеграцией;
- в-третьих, основы взаимодействия педагогов и обучающихся формирует личностно-ориентированная составляющая;
- в-четвертых, понимание приоритетности духовно-нравственного воспитания индивида, формирования нравственного облика человека и гражданина;
- в-пятых, обеспечение максимальной интеграции образовательных факторов, в том числе семьи, школы, макро и микро социума;
- в-шестых, обеспечение роста роли науки в реализации педагогического процесса, соответствие степени научности образования потребностям общества;
- в-седьмых, вариативность образования, обеспечивающая возможность выбора и конструирования образовательного процесса в соответствии с различными моделями и авторским подходом.
Основная задача по реализации современного подхода к управлению сферой образования состоит в обеспечении возможности диалога между различными педагогическими системами и технологиями обучения, апробировании новых форм образовательных услуг, развитии системы негосударственного образования.
Основные принципы современного подхода к управлению системой образования
В основе современного подхода к управлению системой образования в Российской Федерации находятся следующие принципы:
- во-первых, принцип гуманистического характера образования, признания приоритета общечеловеческих ценностей и свободы личности;
- во-вторых, принцип единства организации федерального образования при условии сохранения права на обеспечение своеобразия в рамках региональных и национальных культур;
- в-третьих, принцип общедоступности образования и адаптированности образовательной системы к потребностям общества и обучающихся;
- в-четвертых, принцип светского характера образования, предоставляемого государственными образовательными учреждениями;
- в-пятых, принцип плюрализма и свободы в образовании;
- в-шестых, принцип демократичности образования, обеспечения государственно-общественного характера управления системой образования;
- в-седьмых, принцип самостоятельности образовательных учреждений.
В соответствии с указанными принципами устанавливаются основные приоритетные направления развития образовательной системы, осуществления государственной и муниципальной образовательной политики, преобразования учреждений образования на территории страны.
Общая характеристика современного подхода к управлению образованием
Основная специфика управления системой образования в Российской Федерации состоит в обеспечении государственного подхода к управлению этой сферой. Государственный характер к управлению системой образования выражается в реализации единой государственной образовательной политики. Сфера образования считается приоритетным направлением государственной политики.
Общее управление сферой образования осуществляется в соответствии с федеральной программой развития образования, которая определяет основные цели, задачи, проблемы развития системы образования.
Региональные и муниципальные органы власти обеспечивают практическую реализацию государственной образовательной политики на местах. Задачи регионального и муниципального уровня управления образованием требует не только формального обеспечения гарантий права на образование, но и формирование условий, позволяющих самореализовываться и самоопределяться каждому индивиду.
Современный подход к управлению системой образования подразумевает формирование эффективной вертикали органов государственного и муниципального управления образовательной сферой, реализации децентрализации управления системой образования путем делегирования части полномочий на низший уровень управления.
Значимым направлением совершенствования управления образовательной системой на современном этапе является вовлечение общества в процесс управления образовательными учреждениями. На сегодня необходимо обеспечение возможности участия как учащихся, так и их родителей в принятии решений относительно системы образования. Общественное управление системой образования призвано обеспечить формирование положительного психологического коллектива в образовательных учреждениях, создать атмосферу научного поиска.
Также на общественное управление системой образования возлагается важнейшая контрольно-надзорная функция, призванная преодолеть злоупотребления в сфере образования, коррупцию, повысить качество образовательных услуг.