Модели федеративного государственного устройства – это конкретные способы организации управления территорией государства, при которых в рамках общегосударственной территории выделяются территории, наделяемые относительной политической самостоятельностью и собственными управленческими полномочиями, при этом способы организации территории государства отличаются по источникам учреждения федерации, характеру взаимоотношений центра и территориальных образований и пр.
История распространения федеративного государственного устройства
Идея федеративной организации территории государства берет свое начало с античных времен. Так, например, Древний Рим существовал как союз собственно Рима и федеративных общин, которым Рим предоставлял относительную самостоятельность на основании договора.
В исторический период образования национальных государств, в XV-XVII веках, когда велись многочисленные войны, идея объединения государств рассматривалась как способ преодоления военных конфликтов посредством объединения усилий отдельных небольших государств для более эффективно противостояния военной агрессии.
Федеративная организация территории современных государств фактически представляет собой реализацию концепции, разработанной в XVIII веке Шарлем Монтескье. Исследуя вопрос демократического политического устройства Монтескье сформулировал такой парадокс: подлинно демократическое политическое устройства возможно исключительно в небольших государствах, однако такие государства могут легко стать жертвой военной агрессии. В свою очередь, империи практически неуязвимы для внешней военной агрессии, при этом подлинно демократическое политическое устройство внутри такой империи организовано быть не может.
Исходя из этого парадокса Монтескье разработал концепцию, преодолевающую указанные недостатки и объединяющую достоинства двух рассмотренных форм организации публичного управления, а именно: он предложил формировать большие государства из небольших демократических республик, которые, во многом сохранив свою автономию, передадут часть собственных прав для реализации общих целей центральной власти. В качестве примеров полномочий публичного управления, которые субъектам целесообразно передать центру, ученый называл вопросы обороны от внешней агрессии, вопросы внешнеполитических связей, вопросы денежного обращения на территории государства.
На сегодняшний момент большая часть государств мирового сообщества выбрала форму федеративного государственного устройства. При этом такие федерации имеют ряд специфических особенностей, которые позволяют их классифицировать по отдельным группам.
Современные модели федеративного государственного устройства исходя из статуса субъектов, образующих федерацию
Отличительной чертой федеративного государственного устройства выступает сохранение за территориями, входящими в состав государства, определенной автономности и самостоятельности. Практика федеративного строительства современных государств позволяет выявить исходя из объема оставленных за субъектами федерации полномочий, их правового статуса две основные модели федераций:
- модель симметричного федеративного государственного устройства. Такая модель характеризуется тем, что входящие в состав Федерации территории обладают равным юридическим статусом. При этом при выделении модели допускается определенная асимметрия, но не в конституционно-правовом положении территорий, а в таких аспектах, как характер представительства в органах публичного управления центра, объем полномочий и пр. Примерами таких государств в современном мировом сообществе являются Федеративная Республика Германия, Объединенные Арабские Эмираты, Австрия и др.;
- модель асимметричного федеративного государственного устройства. Названной модели присущи такие черты, как разнородность конституционно-правового статуса территорий, входящих в состав государства. Примером такого государство могут служить Соединенные штаты Америки, объединяющие разные по своему статусу федеральные территории, штаты, федеральные округа и пр.
Современные модели федеративного государственного устройства исходя из соотношения полномочий центра и субъектов
Сущность федеративного государственного устройства определяется объединением территорий для передачи центральной власти функций публичного управления, реализация которых сообща является более эффективной. При этом характер распределения полномочий в федеративном государстве между центральной властью и относительно самостоятельными территориями, его образующими, в современных федерациях неодинаков. По данному принципу можно выделить следующие модели федеративного государственного устройства:
- централизованная федерация. Распределение полномочий между центром и субъектами здесь происходит следующим образом: конституционно закрепляется круг вопросов публичного управления, вверенных центру, решение остальных вопросов отдается в ведение территорий;
- децентрализованная федерация. Здесь характер взаимоотношений между центром и субъектами регулируется следующим образом: конституционно закрепляются функции публичного управления субъектов, остальные вопросы остаются в ведении центра.
Современные модели федеративного государственного устройства исходя из способа учреждения федерация
Учреждение Федерации требует своего правового оформления. Так, по характеру такого оформления можно в современном мировом сообществе выделить следующие модели федеративного устройства:
- федерации, учрежденные на основе договора. Такие государства учреждаются посредством соглашений и договоров, заключенных между самостоятельными государствами. Примером такой модели федерации являются Соединенные Штаты Америки, Швейцария;
- федерации, учрежденные посредством принятия конституционного закона. Такие государства образуются посредством принятия конституции или посредством изменения конституции.
Необходимо отметить, что кроме приведенных классификаций, выделяют и иные модели федеративного государственного устройства.