Современная модель регионального управления – это действующий подход к организации регионального управления, ориентированный на повышение эффективности развития регионов в социально-экономическом плане.
Сущность и значение регионального управления
Управление представляет собой объективно необходимый и универсальный элемент окружающей действительности. В широком смысле управление представляет собой совокупность различных способов воздействия управляющего субъекта на управляемые объекты, способных изменить свойства, положение, поведение, иные качества управляемых объектов.
Управление – это воздействие, имеющее целевое назначение и обеспечивающее регулирование состояния объекта со стороны людей.
Региональное управление представляет собой сложный и многосторонний процесс, включающий в себя следующие составляющие:
- во-первых, управление отдельным регионом;
- во-вторых, управление связями межрегионального характера;
- в-третьих, региональные аспекты управления.
В состав Российской Федерации входит более 80 регионов, имеющих свои специфические особенности развития.
Региональное управление можно охарактеризовать как регулирование социально-экономических процессов региональными органами власти, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, в соответствии с целями, определяемыми в совокупности федеральными и региональными органами власти, посредством применения правовых, административных, экономических, идеологических инструментов управления.
Объектом исследования регионального управления выступают все управленческие процессы, реализуемые на территории отдельного региона, в том числе:
- во-первых, формирование предпосылок, обеспечивающих экономическое развитие территории региона;
- во-вторых, порядок управления производственной и социальной инфраструктурой;
- в-третьих, обеспечение качества и условий жизни населения региона;
- в-четвертых, размещение хозяйственной структуры региона и расселение населения;
- в-пятых, формирование механизма управления и функционирования экономических, социальных и экологических процессов.
Регионы Российской Федерации наделены собственными парламентами, правом издания своих законов и подзаконных актов, в отдельных случаях правом принятия собственных конституций, избрания глав регионов, иными атрибутами государственного управления. При этом необходимо понимать, что государственная власть регионального уровня имеет свои ограничения и подчиненность. Этот принцип организации власти закреплен в Конституции Российской Федерации посредством установления исключительной компетенции Российской Федерации и принципа верховенства федерального права.
В России существует развитая нормативно-правовая основа реализации региональной политики. Законодательство разграничивает полномочия между уровнями государственного управления, упорядочивает бюджетное устройство, формирует принципы межбюджетных отношений, закрепляет правовую основу осуществления территориального планирования, организационно-правовые условия развития муниципального управления, механизмы стимулирования эффективности деятельности органов государственного управления регионального уровня и органов муниципального управления. Однако перед региональными властями стоит множество неразрешенных проблем регионального управления.
Основы современной модели регионального управления
В основе современной модели регионального управления находится программно-целевой метод, суть которого состоит в решении проблем регионального развития за счет разработки и внедрения системы программных мер, ориентированных на достижение конкретных целей и показателей.
Программно-целевой метод управления доказал свою эффективность в современном мире, однако он не является панацеей и не способен обеспечить решение всех региональных проблем.
Современная модель регионального управления нуждается в совершенствовании и внедрении новейших методов управления в свою систему.
Современная региональная модель управления должна ориентироваться на эффективную реализацию действующих и внедрение новейших механизмов управления государственным имуществом, ростом деловой активности некоммерческих и коммерческих организаций, осуществлением институциональных преобразований на территории региона.
В условиях нестабильности экономической и политической ситуации региональная модель управления должна сделать акцент на среднесрочных программах регионального развития, позволяющих скорректировать показатели развития региона на ближайшую перспективу.
Также региональному управлению необходимо ориентироваться на повышение эффективности управления региональной собственностью. В настоящее время региональные органы власти не очень успешно управляют как федеральной, так и региональной собственностью. Это лишает региональные бюджеты значительных доходов и требует ужесточения контроля за направлениями использования регионального имущества.
Проблемы реализации современной модели регионального управления
Реализация современной модели регионального управления сталкивается с рядом проблем, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, отсутствие механизмов ответственности региональных и муниципальных властей за эффективность использования средств, выделенных в качестве финансовой помощи территориям. Эта проблема обусловлена низким уровнем мотивации региональных и муниципальных властей к сокращению потоков финансовой помощи и развитию собственного налогового потенциала;
- во-вторых, отсутствие единого методического подхода к порядку регулирования предоставления субсидий из федерального бюджета региональным властям, способным обеспечить учет объективных потребностей территории в получении дополнительного финансирования, бюджетную обеспеченность и способность этой территории самостоятельно финансировать свои расходные обязательства;
- в-третьих, сложный состав и структура региональной собственности, разнородность и масштабность регионального имущества, недостаточность эффективности его использования и так далее.