Советский Союз: общая характеристика
Советские органы управления - это органы управления государством, действовавшие в период существования Союза Советских Социалистических Республик с 1922 по 1991 годы.
Советский союз являлся сверхдержавой, расположенной на территории Северной, Центральной, Восточной Азии и Восточной Европы. На долю Советского Союза на момент распада этого государства приходилась 1/6 часть земной суши, население государства составляло примерно 300 млн человек.
Советский Союз стал результатом установления коммунистической власти после революции 1917 года. Образование государства было обусловлено объединением Российской, Украинской, Белорусской и Закавказской Социалистических Республик.
Советский Союз прекратил свое существование в 1991 году, когда по результатам столкновения между властями Советского Союза и Российской Социалистической Республики было подписано соглашение о прекращении деятельности Советского Союза и создании Союза Независимых Государств. Россия была наделена правами государства-правопреемника Советского Союза на международной арене.
В связи с динамикой основного закона страны органы государственного управления Советским Союзом претерпевали некоторые изменения. При этом суть деятельности этих органов менялась незначительно.
Органы управления советского государства с 1924 года
Принятие первой Конституции Советского Союза было осуществлено в 1924 году. Именно этот документ определил состав органов управления СССР в этот период. Органом законодательной власти выступал Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, в обязанности которого входило принятие всех законов, носящих обязательный характер для союзных республик, число которых на начальном периоде существования государства составляло 4. Ежегодно проводилось только одно заседание съезда. В период между заседаниями съезда его функции возлагались на Центральный Исполнительный Комитет, который также был обязан созывать Съезды Советов СССР.
Центральный Исполнительный Комитет работал в сессионном режиме, в год проводилось три сессии. В межсессионный период законодательная власть осуществлялась Президиумом Центрального Исполнительного Комитета. В соответствии с Конституцией 1924 года именно Президиум выступал в качестве высшего законодательного, исполнительного и распорядительного органа власти на территории Советского Союза. При этом Президиум был подотчетен Центральному Избирательному Комитету. Все законопроекты направлялись Президиумом ЦИКа на рассмотрение двух палат – Союзного Совета и Совета Национальностей.
Частично исполнительная власть возлагалась на Совет Народных Комиссаров, численность которого достигала 10 человек. Народные комиссары осуществляли функциональное управление государственными делами, к примеру, существовал народный комиссар, осуществляющий управление иностранными делами, народный комиссар по морским и военным делам и так далее.
Совет народных комиссаров можно считать Правительством Советского Союза.
Осуществление судебной власти в советском государстве того периода возлагалось на Верховный суд СССР.
Советские органы управления с 1936 года
С принятием Конституции 1936 года произошло упрощение структуры органов государственного управления.
Государство отказалось от Центрального Исполнительного Комитета, созданный Верховный совет СССР включил себя Совет Союза и Совет Национальностей. При этом фактически Верховный совет Советского Союза представлял собой все тот же Съезд Советов СССР. Наиболее значимым отличием являлось двукратное увеличение количества съездов в год. В период между съездами функции Верховного Совета возлагались на его Президиум. В качестве Правительства Советского Союза в этот период действовал Совет министров Советского Союза. Управление советским государством в этот период делает попытку организации отраслевого управления на территории всей страны, посредством создания функциональных наркоматов. Наряду с образованными наркоматами продолжает свое действие Совет Народных Комиссаров 1946 года. В целях обеспечения безопасности был сформирован Народный комиссариат внутренних дел, включивший в свой состав Государственное Управление Государственной Безопасности и Объединенное Государственное Политическое Управление.
Формально в советском государстве этого периода не существовало главы государства, однако на практике эту роль исполнял Председатель Совета народных комиссаров, который одновременно был главой Коммунистической Партии.
Органы советской власти в период с 1957 года
1957 год ознаменовался реформой государственного управления, которая были проведена Никитой Сергеевичем Хрущевым, несмотря на продолжающееся функционирование Конституции 1936 года. Суть реформы Хрущева сводилась к ликвидации отраслевых министерств и замене их территориальными совнархозами. Эти меры были призваны обеспечить децентрализацию промышленного управления.
Принятая в 1977 году Конституция Советского Союза не внесла изменений в структуру органов советской власти. Статьей 6 данной Конституции Коммунистическая Партия была закреплена на руководящей роли в Советском Союзе.
Органы советской власти в период с 1988 по 1991 годы
Органы управления российским государством в этот период стали результатом реформы их структуры под руководством Михаила Сергеевича Горбачева. Результатом этой реформы стали ликвидация Президиума Верховного Совета Советского Союза и создание на замену этому органу Совета Народных Депутатов, формируемого по результатам народных выборов.
Также в структуру органов управления советским государством был введен пост Президента страны. Единственным человеком, занимавший в данный пост, был Михаил Сергеевич Горбачев. Его избрание было осуществлено в ходе голосования Верховного Совета Советского Союза, а не всенародных выборов. Среди власть предержащих существовал страх перед непредсказуемостью всенародных выборов.