Понятие и сущность советской бюрократии
Советская и российская бюрократия – это особенности государственного управления в Советском Союзе и постсоветский России, характеризующиеся различными проблемами, обусловленными спецификой сложившегося на тот и другой период политического режима.
Истоками бюрократии в советский период выступила деятельность Владимира Ильича Ленина. По его мнению, в основе причин неудач советской власти находилось чиновничество, унаследованное от царского периода власти. Однако его попытка построить новый аппарат управления столкнулась с собственной бюрократией революционеров, которая в конечном счете привела к появлению двух противоборствующих начал: с одной стороны, диктатуры, обусловленной стремлением построить счастливую советскую жизнь для всех, с другой стороны, анархическим беззаконием, ставшим нормой нового управления.
Советский бюрократизм стал следствием ошибочного понимание истоков бюрократии царского периода, что привело к еще большему развитию бюрократизма и бюрократических извращений. Помимо этого, развитие советской бюрократии было обусловлено отсталостью России в экономическом, социальном и политическом плане. В соответствии с представлениями классовой теории победа пролетарской революции должна была ознаменоваться появлением нового правящего класса – фракции партийной бюрократии.
Развитие советской бюрократии выступает поучительным примером эволюции системы управления политикой бюрократического типа.
Советская бюрократия подразумевала отчуждение большей части населения от власти, от процесса управления общими делами и решения общих проблем. Отчуждение населения от власти сопровождалось характерными для бюрократии явлениями, к числу которых относятся:
- во-первых, чрезмерный формализм, являющийся следствием рассмотрения проблемы по форме, а не по существу;
- во-вторых, корпоративность, подразумевающая выступление власти в виде сплоченной и единой организации, подчиненной определенным правилам и нормам;
- в-третьих, карьеризм, подразумевающий равенство успеха и продвижения по карьерной лестнице;
- в-четвертых, авторитарность, являющуюся следствием безграничной власти над бюрократическими процессами.
Бюрократия в советский период существования государства получила огромный размах за счет чрезмерного увеличения государственного аппарата, ставшего следствием национализации имущества.
Изначально национализация выступала в качестве необходимого условия существования социалистического государства и его выживания, однако впоследствии стала заложником неспособности руководящих лиц отказаться от безграничной власти. То, что провозглашалось общей социалистической собственностью, принадлежало населению лишь формально.
Чиновники в советское время обладали разветвленной системой привилегий и льгот, позволяющей им накапливать огромные богатства. Все это увеличивало пропасть между чиновничеством, то есть бюрократами в худшем смысле этого слова, и населением.
В период с 50-х по 60-е годы XX века советская политическая система максимально приблизилась к бюрократической империи, в которой государство выступило в качестве единого управляющего коллективным трудом, а государственные бюрократы составили привилегированное сословие единственное в своем роде. Как результат, незаметное с внешней стороны, но активизирующее внутреннее разложение привело к эволюции советской бюрократии, выявившей отрицательные характеристики любой бюрократической системы мира.
В дальнейшем развитие советской бюрократии проявлялось в противодействии имеющимся бюрократам со стороны новых чиновников, которые были заняты формированием собственной бюрократии.
Особенности российской бюрократии
Специалисты отмечают существенные изменения отечественной бюрократии за период осуществления российских реформ.
В настоящее время бюрократия усиливает свое влияние на жизнь государства, получает в свое распоряжение разнообразные инструменты защиты и продвижения своих интересов в политическом и экономическом направлениях.
Потребность в переменах в новой российской истории высвечивает проблемы низкой эффективности и коррупции в среде чиновников. Это было характерно для периодов перестройки, провозглашенной Михаилом Горбачевым, и активной политической деятельности Бориса Ельцина, а в определенной мере, и для настоящего времени.
В сознании российского населения существует двоякая потребность, имеющая противоборствующее содержание: с одной стороны, население стремится к ограничению всевластия бюрократического аппарата, с другой стороны, предъявляет запрос на формирование сильного государства, способного поддерживать порядок и обеспечивать справедливость.
Этот же подход сказывается на отношении россиян к бюрократии. Российский гражданин не подразумевает равенство государства и чиновников, однако признает необходимость бюрократии, обеспечивающей нормальное функционирование государственного аппарата.
Модернизация российского государства предъявляет определенные требования к государственному аппарату: от государственных служащих требуют творческой энергии, массового включения в процесс управления страной ее населения и так далее. Эти требования ведут к демократизации общества, однако политическая система страны основана на жесткой вертикали власти и отличается авторитарными чертами.
В настоящее время государственный аппарат продолжает свой рост, что ведет к увеличению расходов бюджета на содержание органов власти, государственных служащих и высших должностных лиц. При этом задача оптимизации численности государственных служащих, регулярно провозглашаемая в программах развития власти, на практике практически не реализуется.
Безусловно, существуют объективные причины увеличения численности чиновников, обусловленные изменением структуры государственного и муниципального управления, однако это отрицательно сказывается на эффективности государственного управления.